О ВоенСети

В данный момент вы находитесь на сайте urpravovoen.ru

Мы полностью переехали в социальную сеть ВоенСеть



Перейти в VoenSet.ru


Пенсия по инвалидности пенсия и прописка

сборник решений судов : пенсию по месту жительства

Решение № 2-157/2020 2-157/2020~М-85/2020 М-85/2020 от 29 октября 2020 г. по делу № 2-157/2020

Шиловский районный суд (Рязанская область) — Гражданские и административные

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 указанного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

По общему правилу, граждане РФ, проживающие за границей, подают заявление о назначении пенсии или о доставке пенсии и необходимые документы в любой территориальный орган ПФР в пределах территории РФ по своему выбору независимо от места жительства (пребывания), или фактического проживания, или непосредственно в ПФР (в департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей). Порядок обращения гражданина за назначением пенсии не зависит от выбранного им места получения пенсии на территории РФ.

Особенность обращения указанных граждан с заявлением о назначении пенсии с учетом положений п.8 Правил обращения за пенсией заключается в том, что они подают заявление и необходимые документы в ПФР, который в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в ПФР, направляет их для рассмотрения и принятия решения по нему в территориальный орган ПФР по выбранному гражданином месту получения пенсии : адресу месту жительства представителя или открытия банковского счета.

В случае, когда в поступившем в ПФР заявлении о назначении пенсии . Указанные сведения отсутствуют, ПФР направляет данное заявление и документы в территориальный орган ПФР по последнему месту жительства (работы), или месту пребывания гражданина в РФ, определенному из сведений содержащихся в представленных документах. Если, из представленных документов невозможно определить последнее место жительства (работы), или место пребывания гражданина в РФ, заявление о назначении пенсии и поступившие документы направляются в ОПФР по <адрес> и <адрес>.

При этом факт и дата приема от гражданина заявления о назначении пенсии подтверждается уведомлением о приеме заявления, в котором указываются: дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, сведения о направлении его заявления в территориальный орган ПФР, выбранный гражданином. Указанное уведомление направляется гражданину способом, указанным в его заявлении.

Территориальный орган ПФР рассматривает в установленные сроки заявление и документы гражданина. В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, для назначения пенсии , обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.

Если такие документы будут представлены им не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается день приема заявления, дата указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Днем получения гражданином соответствующих разъяснений территориального органа ПФР считается: день выдачи уведомления гражданину территориальным органом ПФР; дата указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления территориальным органом ПФР почтового отправления либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения гражданином документов, обязанность по предоставлению которых возложена на него.

Регистрация истца по указанному месту жительства не лишает его права покидать место жительства , в том числе в рабочих целях.

Разрешая спор, суд исходит из того, что с учетом положения ст. 27 Конституции РФ, Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713, что сам по себе факт регистрации гражданина РФ на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 199-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» разъяснено, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов <адрес> и <адрес> и <адрес>, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы.

Кроме того, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях » предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии , независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичное правовое регулирование предусматривало и ранее действовавшее законодательство (пункт 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 188-О-П, пункт 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в воинских частях, дислоцированных на территории иностранных государств, — независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и подлежит учету всеми правоприменительными органами при разрешении вопроса о возможности зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в воинских частях, дислоцированных на территории иностранных государств, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и нормативными правовыми актами, определяющими особенности в правовом регулировании отношений с участием указанной категории лиц в соответствии с частью первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом, Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований, внутренняя деятельность воинских формирований, трудовые, гражданско-правовые и иные отношения, возникающие в местах дислокации воинских формирований, регламентируются законодательством Российской Федерации.

Информационная справка «О регистрации» по форме №9 содержит сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, а также снятых с регистрационного учета.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Местом пребывания является место, где гражданин проживает временно — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница‑приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом‑интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Предоставление справки требуется для получения ряда государственных услуг, в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства, в части возложенной на жилищные организации, 

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-I под место жительством понимается — квартира, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 названного Закона регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Дело №2-890/2020

69RS0014-02-2020-000784-47

Решение

Именем Российской Федерации

21 мая 2020 года г.Конаково

Конаковский городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Мошовец Ю.С.

при секретаре Олиной Т.Ю.

с участием истца Толмачева В.А., представителя истца по ордеру адвоката Иванова А.В., представителя ответчика по доверенности Зуевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Толмачева Вячеслава Александровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительной страховой пенсии по старости,

установил:

Толмачев Вячеслав Александрович обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что Толмачев В.А. является получателем пенсии по инвалидности, в соответствии с нормами Закона № 166  ФЗ , на основании справки МСЭ-2012. Ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно по причине заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на ЧАЭС.

19 января 2019 года, истцу исполнилось 55 лет, полагая, что имеет необходимый страховой стаж для назначения второй пенсии , он обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в УПФР в Конаковском районе Тверской области (межрайонное), представив для этого все необходимые документы, а именно:

справку об инвалидности серии МСЭ-2012 №0680475 от 01.01.2015 года, которая подтверждает факт установления второй группы инвалидности по причине заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на Чернобыльской Атомной Электростанции;

удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС;

трудовую книжку и др.;

Трудовая книжка, подтверждает периоды работы истца на Савеловском Производственном объединении «Прогресс»:

с 16.04.1982 года по 27.04.1982года в качестве токаря 3 разряда в механическом цехе,

-с 04.05.1982 года по 25.05.1984 года период службы в Советской Армии;

На Савеловском Производственном объединении «Прогресс»:

— с 06.08.1984 г. по 06.02.1985 года в качестве оператора 3 разряда токарных станков с ПУ в механическом цехе.

В совхозе «Маяк»:

— с 21.02.1985 г. по 11.11.1985 г. рабочим стройгруппы;

На Кимрском станкостроительном заводе:

— с 27.11.1985 г. по 18.01.1995 года в качестве оператора станков с ПУ, сверловщика.

Запись №15 подтверждает факт увольнения по ст.33 п.2 КЗоТ РФ по состоянию здоровья, препятствующего продолжению данной работы. Это говорит о том, что истец не мог работать, по состоянию здоровья и вынужден был проходить постоянные курсы лечения. В 1998 году был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, но не смог дальше работать по той же причине.

Однако решением УПФР в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) №137028/19 от 16.04.2019 года истцу было отказано в досрочном назначении пенсии , по причине отсутствия необходимого страхового стажа работы, который составил, по мнению Управления всего 16 лет 1 месяц 21 день, при требуемом стаже не менее 25 лет. Не были включены в страховой стаж периоды нахождения на 2-й группе инвалидности.

С этим истец не может согласиться и считает, что Управлением вынесено необоснованное и незаконное решение, нарушающие его права по следующим основаниям.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 г № 166 — ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » право на одновременное получение двух пенсий предоставляется; гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

Устанавливается пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона , и страховая пенсия по старости (предусмотренная п.3 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400- ФЗ « О страховых пенсиях »).

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста инвалидам вследствие военной травмы при наличии двух основных условий:

— мужчинам, достигшим возраста 55 лет,

— наличие страхового стажа не менее 25 лет.

Часть 2 статьи 29 Закона №1244-1 определяет условия пенсионного обеспечения инвалидов, вследствие чернобыльской катастрофы и приравнивает их инвалидам вследствие военной травмы, в связи с этим, данная категория граждан имеет право на одновременное получение двух пенсий : по инвалидности и по старости.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ». С 1 января 2015 года производится назначение страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст.9 Федерального закона №400- ФЗ , в которой указано, что право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Таким образом, при наличии подтверждающих документов, выданных в установленном порядке и подтверждающий статус инвалида, вследствие военной травмы граждане могут реализовать свое право на одновременное получение двух пенсий в заявительном порядке в любое время после возникновения права на указанное пенсионное обеспечение .

Истец является инвалидом 2 группы с 80 % степени утраты профессиональной трудоспособности, вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на ЧАЭС, степень утраты трудоспособности установлена бессрочно.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение , соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона №400- ФЗ .

Истец обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии 29 марта 2019 года, в возрасте 55 лет.

В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 15.05.1991 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Данная редакция п. 1 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 1244-1 утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 112- ФЗ , которым п. 1 ст. 29 указанного Закона изложен в новой редакции, действие которой распространено на правоотношения, возникшие после 01.01.2002 в силу которой предусмотрено, что лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания (п. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 1244-1 (в редакции от 24.11.1995 179- ФЗ ).

Согласно п. п. 3, 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ » под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются, в том числе период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.

Аналогичное правило предусмотрено п. «а» ст. 92 Закона РФ 340-1 от 20.11.1990 « О государственных пенсиях в РФ », действующего на момент установления мне впервые инвалидности. Статьей 39 этого закона предусматривается, что инвалидностью вследствие трудового увечья признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации .

Из раздела III 1.1 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации «О порядке назначения (перерасчета) пенсии гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом РФ от 18.06.1992 «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 10.11.1992 1-98-У, следует, что в соответствии с инструктивным письмом Минсобеса РСФСР от 04.08.1988 1-69 И «О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событием на ЧАЭС», заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным.

Период пребывания на инвалидности первой и второй группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. Справкой МСЭ причина инвалидности истца определялась как увечье, связанное с ЧАЭС. Согласно разъяснению от 27.01.1993 1 «О порядке определения размера фактического ущерба для установления пенсии военнослужащим , ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофу, и их семьям по случаю потери кормильца», утвержденному Постановлением Министерства Труда РФ от 27.01.1993, 9, «Размер фактического ущерба для установления пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, военнослужащим , призванным на специальные учебные и поверочные сборы, -оправленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, и их семьям по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы определяется Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. 4214-1», законодателем такие понятия как «инвалидность, полученная вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболеванием» и «инвалидность вследствие военной травмы» признаны равнозначными для включения в общий трудовой стаж при определении расчетного периода пенсии . Данное положение подтверждено определением Верховного Суда РФ от 20.05.2005 г. № 42В04-14, которым действия по исключению из трудового стажа период пребывания на инвалидности признаны незаконными, т.к. работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС являлась исполнением государственных обязанностей, и периоды нахождения лица на инвалидности, полученной вследствие этого, подлежат включению в общий трудовой стаж.

В связи с изложенным выше считает, что с учетом включения периода нахождения на инвалидности 2 группы в общий стаж работы, его общий стаж будем более 25 лет, что даст право на вторую пенсию с момента обращения за назначением пенсии .

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 131,132,133 ГПК РФ , с пп.1 п.3 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 г № 166  ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ », п.п. 1 п. 2, п. 3 и п. 5 ст. 15, п.3 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400- ФЗ « О страховых пенсиях », п. 29 Закона РФ от 15.05.1991 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», просит суд признать незаконным решение №137028/19 от 16.04.2019 года Государственного Учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) и отказе в назначении дополнительной страховой пенсии по старости с момента обращения; обязать Государственное Учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) принять к зачету в общий страховой стаж периоды нахождения на инвалидности 2 группы, полученной вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на ЧАЭС за период с 18.01.1995 года по 15.01.2015 года, с 08.12.2014 г. — бессрочно (на момент обращения — 24 года 4 дня) и назначить дополнительную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в Управление, с 29 марта 2019 года.

Истец Толмачев В.А. в судебное заседание поддержал заявленные исковые требования, подтвердил доводы, изложенные в иске, просил суд удовлетворить исковое заявление.

Представитель истца Толмачева В.А. по ордеру адвокат Иванов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования. Дополнительно пояснил, что в исковом заявлении приведены ссылки на определение Верховного Суда РФ от 20.05.2005 г. № 42В04-14, в котором указано, что законодателем такие понятия как «инвалидность, полученная вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболеванием» и «инвалидность вследствие военной травмы» признаны равнозначными для включения в общий трудовой стаж при определении расчетного периода пенсии . Заболевание у истца одно, вследствие которого установлена в 1995 году инвалидность, считает, что различное оформление справок МСЭ не должно нарушать прав истца.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) по доверенности Зуева Л.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, по доводам, изложенным в отказном решении. Пояснила, что в Определении Верховного суда РФ , на которое указывает истец, рассмотрена ситуация применения Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации » от 20 ноября 1990 года 340-1. Законодательство изменилось, нахождение на пенсии по инвалидности не включается в страховой стаж, в соответствии с действующим законодательством. У истца отсутствует нужное количество страхового стажа для назначения второй пенсии с 55 лет. Кроме того в справках МСЭ имеется указание на причину инвалидности — увечие в результате аварии на ЧАЭС. Просит отказать в удовлетворении иска.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ — правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ч. 3 ст. 38 ГПК РФ — стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности; согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ — доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов; по ч.1 ст. 56 ГПК РФ — каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом .

Из материалов дела следует, что Толмачеву Вячеславу Александровичу с 18 января 1995 года установлена вторая группа инвалидности в связи с увечьем, связанным с аварией на ЧАЭС. 01.01.2015 года ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности указана: заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Из представленных копий документов пенсионного дела Толмачева В.А. следует, что он является получателем пенсии по инвалидности военнослужащим в соответствии с пп.1 ч.2 ст. 15 Федерального закона от 15.11.2001г. № 166  ФЗ « О государственным пенсионном обеспечении в Российской Федерации » в размере 250% размера социальной пенсии как инвалида II группы – вследствие военной травмы.

29 марта 2019 года Толмачев В.А., 19 января 1964 года рождения, обратился в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Конаковском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.3 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400- ФЗ « О страховых пенсиях ».

Решением №137028/19 от 16.04.2019г. отказано в назначении страховой пенсии по старости по старости в соответствии с пп.3 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400- ФЗ « О страховых пенсиях », в связи с отсутствием страхового стажа. Решением установлен страховой стаж, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, согласно документам, предоставленным в распоряжение Управления, составил 16 лет 1 месяц 21 день, при требуемом не менее 25 лет.

В указанный стаж включены периоды работы Толмачева В.А., указанные в трудовой книжке.

Не согласившись с решением истец вел переписку с ГУ Отделение Пенсионного Фонда РФ по Тверской области, затем обратился в суд.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 29 Закона от 15 мая 1991 года 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 166  ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона , и трудовая пенсия по старости. При этом размер названной пенсии по инвалидности установлен статьей 15 этого же Федерального закона .

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 ФЗ 166 инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств , где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

При этом, согласно пунктам 1, 2 статьи 8 ФЗ 166 от 15 декабря 2001 года « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » военнослужащим , проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин пенсии по инвалидности устанавливаются Законом 166  ФЗ , а военнослужащим , проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и старшин пенсии по инвалидности назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Таким образом, право на получение двух пенсий в порядке подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 166  ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » имеют военнослужащие , проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшими инвалидами вследствие военной травмы (пункт 2 статьи 8 ФЗ от 15 декабря 2001 года 166  ФЗ ).

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 17 утверждено разъяснение 1 от 15.04.2003 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», согласно которому федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя различные формулировки, в том числе военная травма; заболевание получено в период военной службы.

Пунктом 2 Разъяснений установлены формулировки причин инвалидности, применяемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причины инвалидности, в числе которых указаны:

военная травма;

заболевание получено в период военной службы;

заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; и другие.

Согласно п. 7 данных разъяснений, причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств , где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений), травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 8 разъяснений, причина инвалидности с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Согласно п. 12 разъяснений причина инвалидности с формулировкой «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Рассматриваемые разъяснения соответствуют аналогичным нормам, содержащимся в пп. 1 п. 2 и в пп. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 166  ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации ».

Таким образом, действующее законодательство разграничило такие виды заболеваний как «заболевание, полученное вследствие военной травмы», которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и «заболевание, полученное в период военной службы», не связанное с исполнением обязанностей военной службы. И как следствие, разграничило причины инвалидности, в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влекут не тождественные правовые последствия. Для граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы, право на одновременное получение двух пенсий ( пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости) законом не предусмотрено.

Критерием приравнивания граждан, выполнявших работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, выступает получение приведшего к инвалидности увечья либо заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Данный критерий обусловлен особенностями правового статуса военнослужащих и военнообязанных лиц, избран законодателем в пределах его дискреционных полномочий по установлению льготы.

Из копии военного билета Толмачева В.А. следует, что с 15.06 по 24.07.1987г. он выполнял служебные обязанности по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне. Получил дозу облучения 0,5 БЭР.

В соответствии со справкой Кимрского объединенного городского военного комиссариата Тверской области от 28.06.1993г. Толмачев В.А. выполнял служебные обязанности по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с 15.06.87 по 24.07.87г. и получил дозу облучения 0,5 БЭР.

При этом данных о том, что истец проходил военные сборы, в указанных документах не содержится.

В выписках из актов освидетельствования во ВТЭК Толмачева В.А. от 18.01.1995г. (к справке сер. ВТЭ-116 №093897); от 17.01.2000г. (к справке сер. ВТЭ-223 №018927); от 27.12.2004г. (к справке сер. МСЭ-014 №580500); от 21.12.2009г. (серия МСЭ-2007 №6258276) в качестве причины инвалидности указано увечье, связанное с аварией на ЧАЭС.

В силу выше приведенных норм права, такие документы основанием для назначения пенсионным органом истцу одновременно двух пенсий служить не могут.

08 декабря 2014 года истцу выдана выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия МСЭ-2012 №0680475, в которой в качестве причины инвалидности указано «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». Оснований изменения причины инвалидности не указано.

Условия назначения страховой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 400- ФЗ « О страховых пенсиях » (вступил в силу с 1 января 2015 года).

В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 400- ФЗ « О страховых пенсиях » со дня его вступления в силу Федеральный закон « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 400- ФЗ « О страховых пенсиях » право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона « О страховых пенсиях в Российской Федерации » страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона , при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение досрочной пенсии на основании Федерального закона « О страховых пенсиях » может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении .

Согласно подпунктам 3, 4 статьи 30 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включается, в том числе, период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.

Аналогичное правило было предусмотрено пунктом «а» статьи 92 Закона Российской Федерации 340-1 от 20 ноября 1990 года « О государственных пенсиях в Российской Федерации », действовавшего на момент установления истцу инвалидности впервые и до 01 января 2002 года.

Статья 39 указанного Закона предусматривала, что инвалидностью вследствие трудового увечья, признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации .

В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 1244-1 от 15 мая 1991 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантируется назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Редакция пункта 1 статьи 29 данного Закона утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона 112- ФЗ от 18 июля 2006 года, которым пункт 1 статьи 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2002 года.

С 18 января 1995 года до 1 января 2002 года (7 лет) истец Толмачев В.А. находился на инвалидности в соответствии с увечьем, связанным с аварией на ЧАЭС.

Согласно решению об отказе в назначении страховой пенсии по старости №137028/19 от 16.04.2019г., копии трудовой книжки Толмачева В.А., данных о стаже истца, Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Толмачева В.А. в страховой стаж включены:

-01.09.1981г. – 10.04.1982г. (07 мес. 10 дней) учеба;

-16.04.1982г.-27.04.1982г. (12 дней) – работа в Савеловском производственном объединении «Прогресс»;

-04.05.1982г.-25.05.1984г. (2 года 22 дня) – служба в рядах Советской Армии;

-06.08.1984г. – 06.02.1985г. (06 мес. 1 день) — работа в Савеловском производственном объединении «Прогресс»;

-21.02.1985г. -11.11.1985г. (8 мес. 21 день) – работа в совхозе «Маяк»;

-27.11.1985г. -18.01.1995г.(9 лет 1 мес. 22 дня) – работа на Кимрском танкостроительном заводе;

-01.01.1998г. – 31.12.1998г. (1 год) – регистрация в качестве ИП.

Таким образом, в страховой стаж ответчиком включены периоды работы истца до 31.12.1998г., установлен размер 16 лет 1 месяц 21 день.

В период с 01.01.1999г. по 01.01.2002г. в качестве причины инвалидности указано «увечье, связанное с аварией на ЧАЭС», данные документы не подтверждают право истца на получение двух пенсий .

Действующим законодательством не предусмотрена возможность включения в страховой (общий стаж) после 1 января 2002 года периодов нахождения на инвалидности.

Даже при включении 5 лет нахождения истца на инвалидности (с 01.01.1999г. по 01.01.2002 г.) страховой стаж истца будет составлять только 21 год 1 месяц 21 день.

Поскольку истец обратился за назначением пенсии по старости в период действия Федерального закона от 28.12.2013 400- ФЗ « О страховых пенсиях », оснований для обязывания Государственного Учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) принять к зачету в общий страховой стаж периодов нахождения истца на инвалидности 2 группы, вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на ЧАЭС за период с 18.01.1995 года по 15.01.2015 года, с 08.12.2014 г. — бессрочно (на момент обращения — 24 года 4 дня) и назначить дополнительную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в Управление, с 29 марта 2019 года не имеется.

Таким образом, решение ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Конаковском районе №137028/19 от 16.04.2019г. об отказе Толмачеву В.А. в назначении дополнительной страховой пенсии по старости с момента обращения является законным и обоснованным.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований Толмачева В.А. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194199 ГПК РФ , суд

решил:

Исковое заявление Толмачева Вячеслава Александровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения №137028/19 от 16.04.2019 года Государственного Учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) и отказе в назначении дополнительной страховой пенсии по старости с момента обращения; об обязывании Государственного Учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) принять к зачету в общий страховой стаж периоды нахождения на инвалидности 2 группы, полученной вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на ЧАЭС за период с 18.01.1995 года по 15.01.2015 года, с 08.12.2014 г. — бессрочно (на момент обращения — 24 года 4 дня) и назначить дополнительную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в Управление, с 29 марта 2019 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Ю.С. Мошовец

Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2020 года.

Председательствующий Ю.С. Мошовец

Дело №2-890/2020

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *