О ВоенСети

В данный момент вы находитесь на сайте urpravovoen.ru

Мы полностью переехали в социальную сеть ВоенСеть



Перейти в VoenSet.ru


Близлежащий населенный пункт при предоставлении служебного жилья военнослужащим-Блог военного юриста Анны Малаховой

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.

В то же время имеющаяся юридическая неопределенность в правовых актах, связанных со служебными жилыми помещениями, нередко является поводом для судебных споров. К ним можно отнести и отсутствие определения понятия «близлежащий населенный пункт».

Таким образом, необходимо попытаться определить обоснованные критерии, позволяющие относить тот или иной населенный пункт к «близлежащему».

Логично предположить, что под понятием «близлежащие населенные пункты» следует понимать населенные пункты, проживание в которых может обеспечить поддержание боевой готовности воинской части и своевременное прибытие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в воинскую часть в рамках плана приведения воинской части в повышенную степень боевой готовности.

Таким образом для признания населенного пункта близлежащим необходимо выделить следующие критерии:

1. Отдаленность населенных пунктов, которая, в свою очередь, должна характеризоваться:
— расстоянием от одного пункта до другого, измеряемым в километрах, метрах и других единицах измерения;
— необязательностью наличия общей границы между пунктами;
— обязательностью расположения в пределах одного субъекта Российской Федерации, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которые являются одновременно и населенными пунктами, и субъектами Российской Федерации, поэтому близлежащие населенные пункты должны находиться за пределами этих городов, иначе сам населенный пункт и близлежащий к нему населенный пункт просто бы совпали;
— совпадением границ близлежащего населенного пункта с границами местного гарнизона, поскольку местный гарнизон — это воинские части, расположенные в одном населенном пункте или нескольких близлежащих населенных пунктах и в ограниченном районе вокруг них, и границы местного гарнизона в соответствии со ст. 1 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации должны быть хорошо известны всему личному составу гарнизона.

2. Время, необходимое для прибытия военнослужащего на службу ежедневно, по вызовам старшего начальника, по тревоге.

3. Наличие развитой системы транспортной инфраструктуры, позволяющей военнослужащему прибывать в воинскую часть и обратно без угрозы причинения ущерба для боевой готовности и повседневной деятельности части.

ЕСТЬ ЛИ НОРМЫ УДАЛЕННОСТИ ?

Единых установленных норм удаленности жилого помещения от места службы не существует. В настоящее время в некоторых военных ведомствах разрабатываются методические рекомендации или отдельные указания для органов жилищного обеспечения, которые содержат примерные значения допустимой удаленности.

Так, например, в июле 2019 года руководством Федеральной службы войск национальной гвардии РФ утверждены Методические рекомендации по организации учета военнослужащих (сотрудников, гражданских служащих, работников), не обеспеченных жилыми помещениями.
Документом определены следующие критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащего:

— населенные пункты, расположенные на удалении не более 20 километров от границ населенного пункта, в котором военнослужащий проходит военную службу, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), за исключением воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург;

— населенные пункты, расположенные на удалении не более 40 километров от МКАД или КАД, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург.


МОГУТ ЛИ ЛИШИТЬ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛЬЯ ЕСЛИ ПРИОБРЕСТИ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В СОБСТВЕННОСТЬ В БЛИЗЛЕЖАЩЕМ НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ ?

С учетом сегодняшних реалий, в том числе высокой стоимости жилья в крупных городах, зачастую возникает вопрос, может ли военнослужащий получить служебную квартиру в населенном пункте, в котором находится место службы, в случае если он имеет в собственности жилое помещение в ином населённом пункте, расположенном поблизости к месту службы.

Если населенный пункт, в котором расположено жилье, и административная граница населенного пункта, в котором расположено место службы находятся в непосредственной близости, возможность регулярного перемещения между ними обеспечивается развитой транспортной инфраструктурой, то права на получение служебного жилого помещения не возникает.
Указанное подтверждается нижеприведенной судебной практикой.

Так, в Определении от 25 апреля 2017 г. N 201-КГ17-15 по делу К. Верховный Суд Российской Федерации, оценивая обеспеченность военнослужащего жильем в соответствующем близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте, установил, что поселок П. и город К. расположены в границах одного муниципального образования — К-го района В-й области, районным центром которого является город К., эти населенные пункты удалены друг от друга на расстояние, не превышающее 10 км, и имеют общую развитую транспортную инфраструктуру.

Аналогичную правовую позицию высказала Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 24 января 2017 г. N 202-КГ16-16 по делу А. Судом установлено, что А. обеспечен по установленным нормам жильем в городе В. В-го района Ленинградской области в непосредственной близости от административной границы города Санкт-Петербурга. При этом возможность регулярного перемещения из города В. в город Санкт-Петербург, где А. проходит службу, и обратно обеспечивается разветвленной транспортной инфраструктурой, позволяющей выбрать различные способы и маршруты движения, совпадением границ близлежащего населенного пункта с границами местного гарнизона, закрытого военного городка.

Статьей 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.


Большинство военнослужащих естественно задаются вопросом: Какой населенный пункт можно считать близлежащим? И второй вопрос: в каком нормативно-правовом акте можно найти определение этому понятию?

Придется огорчить многих, так как на законодательном уровне понятие «близлежащий населенный пункт» не раскрыто, критерии,  по которым можно отнести населенный пункт к близлежащему, ни один нормативный акт также не содержит.
К сожалению, такой пробел в законодательстве не улучшает жизнь военнослужащим, а наоборот, позволяет соответствующим органам чинить произвол, в результате которого военным отказывают в предоставлении служебного жилья по месту прохождения военной службы, если, например, приобретена  квартира по военной ипотеке «в близлежащем», по мнению чиновников, населенном пункте. Особенно остро стоит данный вопрос в мегаполисах. И в таком случае приходится отстаивать военнослужащему свое право в судебном порядке. Однако и суды не всегда встают на сторону военных, трактуя понятие «близлежащий» практически на свое усмотрение.

Как же быть тогда и из чего  исходить? Единственное на что приходится опираться это п. 1 ст. 6. ФЗ «О статусе военнослужащего» где сказано, что право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Это практически единственное основание, из которого исходит суд при рассмотрении подобных дел. Так в определении СК по ДВ ВС РФ от 17 сентября 2015 г. N 201-КГ15-21 указано, что «Кроме того, заявитель при назначении в другую местность не переводилась, а осталась проживать в близлежащем от г. Москвы населенном пункте, из которого она ежедневно может прибывать на военную службу без ущерба для исполнения своих служебных обязанностей, боевой готовности и повседневной деятельности Центра…».

Прокуратура также исходит из вышеназванной статьи в своих ответах, вот пример: Нормативного правового акта, определяющего понятие «близлежащий населённый пункт», не имеется. Это оценочная категория. В практической деятельности близлежащим населённым пунктом признаётся такой населённый пункт, проживание в котором обеспечивает возможность ежедневного прибытия военнослужащего на военную службу и убытия с неё в сроки, предусмотренные регламентом рабочего времени, с учётом необходимости поддержания боевой готовности.

Таким образом, при рассмотрении подобных спорных вопросов, соответствующие органы, прежде всего, исходят из приведенной статьи 6 Закона, а именно:

  1. Проживание в близлежащем населенном пункте  должно обеспечивать своевременное прибытие к месту военной службы ежедневно
  2. При объявлении тревоги вышеназванный пункт 1 должен также соблюдаться.

Ели обратиться к толкованию  термина «близлежащий», то словари  определяют его как расположенный вблизи, по соседству, смежный. Примеров и других критериев определения словари также не содержат. Поэтому, несомненно, возникает много вопросов: каковы критерии отдаленности? Как они должны измеряться в километрах? Должна ли быть общая граница между этими населенными пунктами? и т. д. Такая неопределенность и дает судебной системе возможность трактовать понятие «близлежащий» как заблагорассудится.

Несомненно, должно быть как-то определено и время, в течение которого военнослужащий должен прибыть на службу из близлежащего населенного пункта. Ведь военнослужащий согласно пп. и), п. 1 ст 37 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»  при  следовании к месту военной службы и обратно считается исполняющим обязанности военной службы. Следовательно, ели у военнослужащего три часа уходит на дорогу до места службы и три часа обратно, то получается, что он ежедневно исполняет обязанности военной службы в 15-часовом режиме с учетом дороги туда и обратно. Очевидно, что в таком случае обеспечить своевременное прибытие по тревоге не представляется возможным, поэтому временные рамки тоже должны быть несомненно определены.

В целом, на данный момент рассматриваемая тема остается в большей степени дискуссионной. Поэтому выход один – необходимо  однозначно установить на государственном уровне критерии отнесения населенного пункта к близлежащему.

Таким образом, подводя итог сказанному, в случае несогласия военного с выделением ему жилья в близлежащем населенном пункте, первым делом необходимо оценить трудности своевременного прибытия на службы и если они существуют, то очевидно имеется законное право оспорить предоставление такого жилья.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *