Новый контракт, первый контракт, изменения при СВО
Еще статьи в данной категории:
II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
Статья 4. Заключение контракта и прекращение его действия
Статья 6. Порядок отбора кандидатов из числа военнослужащих
Статья 8. Порядок заключения первого контракта
Статья 9. Порядок заключения нового контракта
- Когда подписанный контракт вступает в силу
2. Предельный возраст пребывания на военной службе
Когда подписанный контракт вступает в силу
Поскольку данный приказ не издан и подписанный и скрепленный печатью в/ч контракт Вам не выдан, то можно говорить о том, что подписанный лишь с Вашей стороны контракт еще не вступил в силу. Соответственно до этого момента, Вы вправе будете подать рапорт в котором указываете, что от заключения контракта отказываетесь и просите отозвать ранее поданный рапорт его не рассматривая. Рапорт подается на имя лица, уполномоченного в Вашем случае на подписание контракта. смотрите внизу :
Статья 4. Заключение контракта и прекращение его действия
1. Контракт заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме согласно приложению N 1. Контракт может быть первым или новым.
2. Заключение контракта, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
3. Контракт не может быть заключен с гражданином (иностранным гражданином), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданином, лишенным на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинскую должность, в течение этого срока.
4. В контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, а также условия контракта.
В контракте также указываются:
а) воинское звание, фамилия, имя и отчество гражданина (иностранного гражданина), заключающего контракт, число, месяц и год его рождения;
б) наименование федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, заключающего контракт от имени Российской Федерации, должность, воинское звание, фамилия и инициалы подписывающего контракт должностного лица этого органа;
в) Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования или органы, воинские подразделения федеральной противопожарной службы, где гражданин (иностранный гражданин) будет проходить военную службу;
г) даты подписания контракта гражданином (иностранным гражданином) и должностным лицом федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, заключающего контракт от имени Российской Федерации.
После подписей гражданина (иностранного гражданина) и должностного лица указываются:
а) дата и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу;
б) дата и основание прекращения действия контракта.
5. Условия контракта включают в себя:
а) обязанность военнослужащего проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) обязанность гражданина возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом, средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств;
в) право военнослужащего на соблюдение его прав и прав членов его семьи, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы, включая получение социальных гарантий и компенсаций.
6. Министр обороны Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба (далее именуются — руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба), вправе указать в типовой форме контракта конкретные права и обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обусловленные особенностями их военной службы.
7. Контракт составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.
Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается военнослужащему.
7.1. При заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
8. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным настоящим Положением, о чем издается соответствующий приказ.
Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу.
9. Контракт прекращает свое действие:
а) со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим;
б) со дня заключения с военнослужащим нового контракта;
в) со дня назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба;
г) со дня приостановления военнослужащему военной службы;
д) в иных случаях, установленных федеральными законами.
10. О прекращении действия контракта производится запись с указанием даты и оснований прекращения действия контракта. Запись производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле военнослужащего, скрепляется подписью командира (здесь и далее под командирами понимаются командиры (начальники, руководители) органов военного управления, воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований и органов), воинских подразделений федеральной противопожарной службы, военных прокуратур, военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования) и гербовой печатью воинской части. По желанию военнослужащего такая запись может быть произведена во втором экземпляре контракта, находящемся у военнослужащего.
11. Военнослужащий, назначенный на должность руководителя федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, проходит военную службу в соответствующей должности без заключения контракта.
Контракт, который был заключен военнослужащим до назначения на указанную должность, прекращает свое действие. За военнослужащим сохраняется статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.
После освобождения указанного военнослужащего от этой должности он заключает новый контракт или увольняется с военной службы.
ПоППВС Статья 8. Порядок заключения первого контракта
1. Первый контракт заключают ранее не проходившие военную службу по контракту:
а) граждане в возрасте от 18 до 40 лет:
пребывающие в запасе;
мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим укрупненным группам специальностей и направлений подготовки частные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования;
мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим укрупненным группам профессий и специальностей частные профессиональные образовательные организации по образовательным программам среднего профессионального образования и поступающие на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации и органы государственной охраны;
женского пола, не пребывающие в запасе;
другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;
б.1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получившие до призыва на военную службу среднее профессиональное образование и поступающие на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации и органы государственной охраны;
в) граждане, не состоящие на военной службе (прошедшие военную службу по призыву), а также проходящие военную службу по призыву, при зачислении в военно-учебные заведения;
г) граждане, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
д) утратил силу с 1 июля 2014 года. — Указ Президента РФ от 01.07.2014 N 483;
е) граждане, окончившие федеральные государственные образовательные организации высшего образования и прошедшие обучение по программам военной подготовки в военных учебных центрах при этих образовательных организациях;
ж) иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
2. Военнослужащие, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, заключают первый контракт по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения и до окончания второго курса обучения.
Указанные военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Положением, подлежат отчислению из военно-учебных заведений.
3. Граждане, проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в военно-учебное заведение заключают контракт одновременно с зачислением в указанное учебное заведение.
Абзац утратил силу с 1 июля 2014 года. — Указ Президента РФ от 01.07.2014 N 483.
Граждане, отказавшиеся от заключения контракта, не зачисляются в указанные учебные заведения.
3.1. Граждане, заключившие с Министерством обороны Российской Федерации договоры об обучении по программе военной подготовки в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и о дальнейшем прохождении военной службы после окончания этой образовательной организации, заключают контракт в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанной образовательной организации.
4. Граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.
Воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола (за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами), определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.
5. Первый контракт о прохождении военной службы заключается на следующие сроки:
а) с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, — на два либо на три года по выбору гражданина;
б) с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, — на пять лет;
в) с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, за исключением граждан, указанных в подпункте «д» настоящего пункта, — на пять лет;
г) с военнослужащим, обучающимся:
в военно-учебном заведении по образовательной программе высшего образования, — на период освоения указанной образовательной программы и пять лет военной службы после получения высшего образования;
в военно-учебном заведении по программе подготовки специалистов среднего звена, — на период освоения указанной образовательной программы и три года военной службы после получения среднего профессионального образования, а в случае если по окончании военно-учебного заведения военнослужащему присваивается воинское звание офицера, прапорщика (мичмана), — на период освоения указанной образовательной программы и пять лет военной службы после получения среднего профессионального образования;
абзацы четвертый — пятый утратили силу. — Указ Президента РФ от 31.12.2021 N 757;
д) с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и поступающим непосредственно после окончания указанной образовательной организации на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — на три года или пять лет.
6. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит два года, три года или пять лет в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 5 настоящей статьи.
6.1. С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации), либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности или по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, либо для участия в походах кораблей, не ранее чем за один месяц до истечения срока военной службы может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок до одного года.
7. С гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации), либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности или по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, либо для участия в походах кораблей, может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок до одного года.
7.1. Для военнослужащего, заключившего контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктами 6.1 и 7 настоящей статьи, испытание не устанавливается.
8. Первый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба):
а) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офицера, — руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, на основании решения Президента Российской Федерации;
б) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти;
в) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковника, капитана 1 ранга включительно, за исключением лиц, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности;
г) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, — командир воинской части;
д) при заключении контракта с поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем — начальник военно-учебного заведения;
е) утратил силу с 1 июля 2014 года. — Указ Президента РФ от 01.07.2014 N 483;
ж) при заключении контракта с гражданином, окончившим федеральную государственную образовательную организацию высшего образования и прошедшим обучение по программе военной подготовки в военном учебном центре при этой образовательной организации, — должностное лицо, определенное руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти;
з) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность в федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба, — должностное лицо, определенное руководителем соответствующего федерального государственного органа.
Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера, обучающийся в военно-учебном заведении Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба) и предназначенный после его окончания для прохождения военной службы в ином федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба, заключает контракт по месту обучения. При этом в контракте указывается обязанность военнослужащего после окончания военно-учебного заведения проходить военную службу в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в который он предназначен.
9. Первый контракт подписывается должностными лицами, указанными в пункте 8 настоящей статьи:
а) с гражданином (иностранным гражданином), поступающим на военную службу по контракту, — в день зачисления на военную службу;
б) с военнослужащим, обучающимся в военно-учебном заведении, — по достижении им возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения и до окончания второго курса обучения;
в) с гражданином, не состоящим на военной службе (прошедшим военную службу по призыву), а также с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, поступающими в военно-учебное заведение, — в день зачисления в указанное учебное заведение;
г) утратил силу с 1 июля 2014 года. — Указ Президента РФ от 01.07.2014 N 483;
д) с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, — в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанной образовательной организации.
10. Основаниями для отказа кандидату в заключении с ним первого контракта являются:
а) отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
б) решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
в) решение комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов (совместной комиссии пункта отбора и военного комиссариата, аттестационной комиссии воинской части) о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.
Первый контракт не может быть заключен с гражданином (иностранным гражданином) при наличии оснований, указанных в пунктах 5 и 15 статьи 5 настоящего Положения.
11. Решение об отказе в заключении первого контракта оформляется в письменной форме, подписывается соответствующим командиром (начальником), скрепляется гербовой печатью воинской части и выдается под расписку гражданину (иностранному гражданину), которому отказано в заключении контракта, по его просьбе.
В решении указываются основания отказа в заключении контракта, а также дата и номер соответствующего решения комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов (совместной комиссии пункта отбора и военного комиссариата, аттестационной комиссии воинской части).
12. По истечении первого контракта военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются Федеральным законом и настоящим Положением.
Статья 9. Порядок заключения нового контракта
1. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях:
а) при окончании срока предыдущего контракта;
б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;
в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;
г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой.
2. Новый контракт заключает желающий продолжить прохождение военной службы военнослужащий:
а) освобожденный от должности руководителя федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба;
б) ранее проходивший военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы.
3. С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжить военную службу, новый контракт может быть заключен по решению соответствующего должностного лица в порядке, определенном Федеральным законом и настоящим Положением.
4. Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.
С гражданином, проходившим военную службу по контракту, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и имеющим воинское звание высшего офицера, новый контракт может быть заключен в порядке, определенном статьей 10 настоящего Положения.
5. Новый контракт заключается:
а) с военнослужащим, являющимся гражданином, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте «б» настоящего пункта и статье 10 настоящего Положения (гражданином, проходившим военную службу по контракту):
имеющим воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, — на три года, пять лет, десять лет или на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе);
имеющим воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, — на один год, три года, пять лет, десять лет или на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе);
б) с военнослужащим, являющимся гражданином и поступившим (направленным):
в военную образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучения по образовательной программе высшего образования или для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, — на период освоения соответствующей образовательной программы или на время подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук и пять лет военной службы после окончания обучения или завершения срока пребывания в докторантуре;
в военно-учебное заведение по программе подготовки специалистов среднего звена, — на период освоения указанной образовательной программы и три года военной службы после получения среднего профессионального образования, а в случае если по окончании военно-учебного заведения военнослужащему присваивается воинское звание офицера, прапорщика (мичмана), — на период освоения указанной образовательной программы и пять лет военной службы после получения среднего профессионального образования;
абзацы четвертый — пятый утратили силу. — Указ Президента РФ от 31.12.2021 N 757;
в) с гражданином, проходившим военную службу по контракту, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации), либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности или по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, либо для участия в походах кораблей, — на срок до одного года.
6. Новый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба):
а) при заключении нового контракта с военнослужащим, которого назначать на воинскую должность не требуется:
с военнослужащим, который непосредственно подчинен руководителю федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, — руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба;
с военнослужащим, проходящим военную службу на иной воинской должности, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше, которое является для военнослужащего ближайшим прямым начальником;
с военнослужащим, проходящим военную службу на воинской должности в федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее должностное лицо, уполномоченное руководителем федерального государственного органа;
б) при заключении нового контракта с военнослужащим (гражданином), которого требуется назначить на воинскую должность:
с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офицера, — руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, на основании решения Президента Российской Федерации;
с назначаемым на воинскую должность, назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти;
с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковника, капитана 1 ранга включительно, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности;
с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, — командир воинской части;
с назначаемым на воинскую должность федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, — должностное лицо, определенное руководителем соответствующего федерального государственного органа;
в) при заключении контракта с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно-учебное заведение), — начальник военно-учебного заведения;
г) при заключении контракта с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в одном федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба, и поступившим в военно-учебное заведение другого федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, — должностное лицо, уполномоченное руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором данный военнослужащий проходит военную службу.
7. Должностными лицами, указанными в пункте 6 настоящей статьи, новый контракт подписывается:
а) с военнослужащим, у которого заканчивается срок предыдущего контракта, — в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта;
б) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, поступившим в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно-учебное заведение), — в день зачисления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;
в) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отчисленным из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры, — в день, следующий за днем зачисления в списки личного состава по новому месту военной службы;
г) с военнослужащим при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой — в день зачисления в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации);
д) с военнослужащим, желающим продолжить военную службу, при прекращении оснований для приостановления военной службы — в день прекращения оснований для приостановления военной службы.
8. Командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
9. Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, не менее чем за четыре месяца до истечения его срока подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт.
Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке. Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.
10. Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Положения.
11. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не подавший по команде рапорт о заключении с ним нового контракта в срок, установленный пунктом 9 настоящей статьи, представляется к увольнению с военной службы.
12. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в условиях, объективно исключающих возможность заключения нового контракта (участие в походах кораблей; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком; нахождение в плену, в положении заложника или интернированного и при других обстоятельствах), и желающий продолжить военную службу по истечении срока действующего контракта, продолжает прохождение военной службы по контракту.
При прекращении указанных обстоятельств он заключает новый контракт в течение одного месяца после прибытия в воинскую часть или увольняется с военной службы.
13. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, поступающий в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру, заключает новый контракт при зачислении в указанное учебное заведение, адъюнктуру или военную докторантуру.
Военнослужащий, входящий в постоянный состав подразделения (факультета, кафедры и других подразделений), подчиненного одному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в котором предусмотрена военная служба, но состоящего при учебном заведении иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа либо входящего в него, заключает контракт с федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, которому указанное подразделение подчинено.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в одном федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба, и обучающийся в военно-учебном заведении другого федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, из списков личного состава федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа не исключается.
14. Военнослужащий мужского пола, проходящий военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, направленных для прохождения военной службы по призыву), а также военнослужащий женского пола, имеющий воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, отчисленные из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры и желающие проходить военную службу, подают рапорт о заключении нового контракта в день прибытия к новому месту военной службы.
15. Военнослужащий, освобожденный от должности руководителя федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, и желающий проходить военную службу, заключает новый контракт в месячный срок со дня освобождения от этой должности.
16. Военнослужащий, основания для приостановления военной службы которого прекратились, желающий проходить военную службу, заключает новый контракт со дня прекращения оснований для приостановления военной службы.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы, которую проходят по контракту либо по призыву.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 28 мая 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации – Министерства обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее Положение).
Пунктом 7 ст. 4 Положения определено, что контракт о прохождении военной службы составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт , скрепляется гербовой печатью воинской части. ( В силу пункта 8 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение), контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, о чём издаётся соответствующий приказ. Срок контракта исчисляется со дня ( календарной даты ) вступления его в силу . ) Согласно п. 8 ст. 4 Положения контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным Положением, о чем издается соответствующий приказ. При этом срок контракта исчисляется со дня ( календарной даты ) вступления его в силу . ——— 8. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным настоящим Положением, о чем издается соответствующий приказ.
Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу.
Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт , а второй экземпляр выдаётся военнослужащему.
Пунктом 8 ст. 4 Положения предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определённым настоящим Положением, о чём издаётся соответствующий приказ. Срок контракта исчисляется со дня ( календарной даты ) вступления его в силу .
Согласно подп. «а» п. 6 ст. 9 Положения, новый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства оброны Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба): при заключении нового контракта с военнослужащим, которого назначать на воинскую должность не требуется: с военнослужащим, который непосредственно подчинён руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; с военнослужащим, проходящим военную службу на иной воинской должности, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше, которое является для военнослужащего ближайшим прямым начальником.
В соответствии с подп. «а» п. 7 Положения, должностными лицами, указанными в п. 6 настоящей статьи, новый контракт подписывается с военнослужащим, у которого заканчивается срок предыдущего контракта , — в день , следующий за днём окончания срока предыдущего контракта .
Анализ вышеприведённых правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что одним из способов приобретения статуса военнослужащего является поступление на военную службу по контракту , который заключается между изъявившим желание гражданином и уполномоченным должностным лицом и вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом, определённым настоящим Положением, что и является юридически значимым обстоятельством.
ст 9 П.6 Положения о порядке прохождения ссылка на решения судов
6. Новый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба):
а) при заключении нового контракта с военнослужащим, которого назначать на воинскую должность не требуется:
с военнослужащим, который непосредственно подчинен руководителю федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, — руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба;
с военнослужащим, проходящим военную службу на иной воинской должности, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше, которое является для военнослужащего ближайшим прямым начальником;
с военнослужащим, проходящим военную службу на воинской должности в федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее должностное лицо, уполномоченное руководителем федерального государственного органа;
б) при заключении нового контракта с военнослужащим (гражданином), которого требуется назначить на воинскую должность:
с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офицера, — руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, на основании решения Президента Российской Федерации;
с назначаемым на воинскую должность, назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти;
с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковника, капитана 1 ранга включительно, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности;
с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, — командир воинской части;
с назначаемым на воинскую должность федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, — должностное лицо, определенное руководителем соответствующего федерального государственного органа;
в) при заключении контракта с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно-учебное заведение), — начальник военно-учебного заведения;
Пункт 6 дополнен подпунктом «г» с 9 августа 2018 г. — Указ Президента РФ от 9 августа 2018 г. N 475
г) при заключении контракта с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в одном федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба, и поступившим в военно-учебное заведение другого федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, — должностное лицо, уполномоченное руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором данный военнослужащий проходит военную службу.
2. Предельный возраст пребывания на военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе —- 1. Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 65 лет;генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 60 лет;полковника, капитана 1 ранга — 55 лет;военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 50 лет.
ОДНАКО !!!! 2.1. Для военнослужащих, проходящих военную службу в органах, другими федеральными законами может быть установлен иной, чем предусмотренный настоящей статьей, предельный возраст пребывания на военной службе. Содержащиеся в таких федеральных законах положения о предельном возрасте пребывания на военной службе применяются в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О федеральной службе безопасности»
Военнослужащим органов федеральной службы безопасности предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:а) генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 60 лет;б) генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 55 лет;в) полковника, капитана 1 ранга, подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга — 50 лет;г) военнослужащих, имеющих иное воинское звание, — 45 лет;д) военнослужащих женского пола — 45 лет. сборник судов ФСБ предельный возраст
В соответствии с подпунктом «а» п. 1 статьи 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе » (далее -Закон) военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе .
Пунктом 2.1 статьи 49 Закона установлено , что для военнослужащих , проходящих военную службу в органах , другими федеральными законами может быть установлен иной, чем предусмотренный настоящей статьей, предельный возраст пребывания на военной службе . Содержащиеся в таких федеральных законах положения о предельном возрасте пребывания на военной службе применяются в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 16.1 Федерального Закона «О федеральной службе безопасности » военнослужащим органов Федеральной службы безопасности предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для военнослужащих имеющих звание ниже майора, капитана 3 ранга — 45 лет.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы — военнослужащий , достигший предельного возраста пребывания на военной службе , для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим , не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.
Решения о заключении контрактов с военнослужащими , достигшими предельного возраста пребывания на военной службе , о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются, для военнослужащих , имеющих воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно, — должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности. Решение о заключении контракта с военнослужащим , достигшим предельного возраста пребывания на военной службе , принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья.
Из положений п. 4 ст. 27 Положения о порядке прохождении военной службы следует, что для принятия решения командиром (начальником) воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам, и решения аттестационной комиссии воинской части не являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер для командиров, с которыми они могут согласиться и утвердить либо не согласиться.
Статья 2 2. Военнослужащие, заключившие новый контракт о прохождении военной службы на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе) в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и военнослужащие, заключившие новый контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе в соответствии с пунктом 6 статьи 38 указанного Федерального закона до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установленного пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе уволиться с военной службы по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
3. Военнослужащие, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе и заключившие новый контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе уволиться с военной службы по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установленного пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Именем Российской Федерации
17 января 2017 года город Улан — Удэ
Улан – Удэнский гарнизонный военный суд
В соответствии с пунктами «в» и «г» части 8 статьи 16.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности » военнослужащим органов федеральной службы безопасности предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается : для полковника, капитана 1 ранга, подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга — 50 лет; военнослужащих , имеющих иное воинское звание, — 45 лет.
Таким образом, Тарасевич С.Ю., исходя из присвоенного его воинского звания «<звание>», ДД.ММ.ГГГГ достиг предельного возраста пребывания на военной службе .
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе » с военнослужащими , достигшими предельного возраста пребывания на военной службе , может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы .
С учетом ранее выраженного Тарасевичем С.Ю. намерения продолжать военную службу , начальником Управления ФСБ России по <…> было принято изложенное в сообщении от 13 октября 2016 года № решение о заключении с административным истцом нового контракта сроком на 1 год до 17 октября 2017 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу , срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу , а также условия контракта.
Данный контракт Тарасевичем С.Ю. был подписан 10 октября 2016 года, и о вступлении его в силу начальником Управления ФСБ России по <…> был издан приказ от 10 октября 2016 года № – ЛС.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе » военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе .
Как было установлено выше, ДД.ММ.ГГГГ Тарасевич С.Ю. достиг такого возраста , в связи с чем приобрел безусловное право на увольнение с военной службы . То обстоятельство, что срок военной службы административному истцу был продлен, не свидетельствует об утрате им права на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней.
Об этом прямо указано в подпункте «а» пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, согласно которому военнослужащий , военная служба которого продлена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе », подлежит увольнению с военной службы либо при истечении срока, на который ему продлена военная служба , либо, при нежелании ее продолжать, в течение указанного срока, то есть до даты ее окончания.
Административное дело № 2а-58/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2019 г. г. Реутов
Реутовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Татаринова А.В., при секретаре Андрияновой Н.С. с участием административного истца Кучиной М.В. и ее представителя – адвоката Фомичева О.Е., представителя административных ответчиков командира и войсковой части № Рулева С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № старшего прапорщика Кучиной М.В. об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с отказом в заключении контракта о прохождении военной службы,
у с т а н о в и л :
Кучина обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований в судебном заседании, просила признать незаконным отказ командира войсковой части № в заключении контракта о прохождении военной службы от 28 ноября 2018 г. и возложить обязанность на данное воинское должностное лицо соблюсти процедуру принятия решения о заключении с ней контракта о прохождении военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерацииочссмийской Федера.
В обоснование указанных требований Кучина в своем административном исковом заявлении, а также в судебном заседании указала, что проходит военную службу по контракту в войсковой части № в должности ответственного исполнителя 3 направления 3 отдела штаба и имеет воинское звание старший прапорщик; срок действия контракта о прохождении военной службы истекает у нее 3 мая 2019 г.; достигнув 3 ноября 2017 г. предельного возраста пребывания на военной службе, установленного для военнослужащего женского пола, она 19 октября 2018 г. в установленном порядке обратился к командованию с рапортом о заключении нового контракта о прохождении военной службы, рассмотрев который без проведения аттестации командир войсковой части № пришел к выводу о нецелесообразности заключения с ней нового контракта, исполнив соответствующую резолюцию от 28 ноября 2018 г.; согласно Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, воинским должностным лицом при принятии оспариваемого решения не учтены ее деловые качества, состояние здоровья, а также высокий уровень профпригодности.
Представитель административного истца – адвокат Фомичев в судебном заседании полагал требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению, в обоснование чего указал, что оспариваемое решение командира войсковой части № принято на основании предвзятой и негативной оценки служебной деятельности Кучиной со стороны ее непосредственного начальника; приводя свое видение фактических обстоятельств дела, связанных с привлечением административного истца к дисциплинарной ответственности, приходит к выводу, что воинским должностным лицом должным образом не учтены деловые качества Кучиной, ее состояние здоровья, а также высокий уровень профпригодности; решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2007 г. № ВКПИ07-91 и определением кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2008 г. № КАС07-749 определен запрет на отказ военнослужащему в заключении нового контракта о прохождении военной службы без объективного установления обстоятельств, препятствующих дальнейшему прохождению военной службы; воинским должностным лицом была нарушена процедура принятия оспариваемого решения, установленная ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Административный ответчик – командир войсковой части №, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, направил представителя.
Представитель административного ответчика по доверенности Рулев в судебном заседании требования административного истца не признал, просил отказать в их удовлетворении, указав, что Кучина в установленным порядке была аттестована в декабре 2017 года, а потому повторной аттестации не требовалось; 26 февраля 2018 г. административный истец привлекалась к дисциплинарной ответственности, а по итогам проверки ее служебной деятельности были выявлены существенные нарушения; Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предписана обязанность воинских должностных лиц по увольнению военнослужащих с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на таковой; заключение контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, является исключительным правом командования, а не обязанностью, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 г. № 271-О-О; требования административного истца сводятся к несогласию с характеристикой ее служебной деятельности Котовым М.Ю., вместе с тем оспариваемое по настоящему делу решение принято командиром воинской части, а не руководителем структурного подразделения Кучиной.
Заслушав объяснения административного истца и ее представителя, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
Правовое регулирование гарантированного государством права на труд военнослужащих осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В силу п. 3 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и имеющими воинского звания до полковника, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, до достижения ими возраста 65 лет.
Пунктами 2 и 3 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, установлен предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащего женского пола – 45 лет, а также определено, что военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.
Согласно п. 3 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжить военную службу, новый контракт может быть заключен по решению соответствующего должностного лица в порядке, определенном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и настоящим Положением.
В соответствии с требованиями п. 6 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья. При необходимости указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии.
Из анализа вышеперечисленных норм следует, что уполномоченное воинское должностное лицо обязано учитывать при решении вопроса о заключении контракта о дальнейшем прохождении военной службы с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на ней, их деловые качества, состояние здоровья и другие обстоятельства, которые могут послужить причинами невозможности дальнейшего прохождения военной службы.
Как следует из материалов административного дела, Кучина, проходящая военную службу по контракту с 4 сентября 1996 г., достигла предельного возраста пребывания на таковой 3 ноября 2017 г. Контракт о прохождении военной службы заключен с ней до 3 мая 2019 г.
Рапортом от 19 октября 2018 г. подтверждается, что административный истец в установленном порядке обратилась к командованию с просьбой о заключении нового контракта о прохождении военной службы.
Сообщением начальника отдела кадров войсковой части № от 28 ноября 2019 г. до командира воинской части доведена характеристика Кучиной, как сотрудника, нуждающегося в контроле, недостаточно инициативного и удовлетворительно справляющегося со служебными обязанностями, а также высказано предложение поддержать руководство штаба и отказать Кучиной в заключении нового контракта о прохождении военной службы.
Рассмотрев вышеуказанный рапорт, командир войсковой части № пришел к выводу о нецелесообразности заключения с Кучиной нового контракта, о чем исполнил резолюцию от 28 ноября 2018 г.
Кроме этого, материалами дела установлены следующие обстоятельства.
Так, из служебной карточки административного истца усматривается, что она ежегодно поощрялась воинскими должностными лицами в связи с празднованием международного женского дня (последний раз 6 марта 2017 г.) и имеет дисциплинарное взыскание выговор за нарушение требований п. 47 приказа ФСБ России от 8 июля 2015 г. №, объявленный ей 26 февраля 2018 г. заместителем начальника штаба воинской части.
Выпиской из аттестационного листа от 27 декабря 2017 г. подтверждается, что Кучина установленным порядком была аттестована, о чем составлен протокол заседания аттестационной комиссии войсковой части № от 25 декабря 2017 г. №.
Из справки о результатах медицинского освидетельствования от 3 апреля 2019 г. №С19 следует, что административный истец была освидетельствована военно-врачебной комиссией по направлению командира войсковой части №, признана «А» годна к военной службе.
Исследованными в судебном заседании выписками из актов проверки наличия документальных материалов, числящихся за административным истцом, от 18 апреля и 29 декабря 2018 г. установлено, что в ходе проверок комиссией выявлены нарушения требований Инструкции по секретному делопроизводству в органах федеральной службы безопасности , утвержденной приказом ФСБ России от 15 октября 2015 г. №, а Кучиной предложено в установленные сроки устранить выявленные нарушения.
Таким образом, суд считает установленным, что Кучина, проходящая военную службу по контракту в войсковой части № в должности ответственного исполнителя 3 направления 3 отдела штаба с апреля 2009 года, как сотрудник данного подразделения характеризовалась посредственно, имела замечания по служебной деятельности и дисциплинарное взыскание. С аттестационным листом административный истец ознакомлена 2 февраля 2018 г., о чем имеется соответствующая запись. При этом она не выразила несогласия относительно указанных там сведений. Обстоятельства, изложенные в характеристике, Кучиной по существу не оспариваются. Довод о том, что данные сведения представлены руководителем ее структурного подразделения из личной неприязни, не имеет объективного подтверждения, в том числе с учетом показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля Котова М.Ю. (начальник 3 отдела штаба), подтвердившего обратное.
Оснований не доверять показаниям свидетеля Котова у суда не имеется, поскольку он в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, равно как и причин для оговора административного истца не установлено, а поэтому они сомнений в своей обоснованности не вызывают.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что вопреки утверждениям административного истца и ее представителя в судебном заседании, при принятии оспариваемого решения командиром войсковой части № были установлены обстоятельства, объективно препятствующие дальнейшему прохождению Кучиной военной службы, а потому принято решение об отказе в заключении нового контракта.
При этом, согласно требованиям ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, заключение нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, является правом, а не обязанностью воинских должностных лиц, и относится к их дискреционным полномочиям.
Вопреки доводам представителя административного истца – адвоката Фомичева, фундаментальных нарушений порядка принятия оспариваемого решения, влекущих его отмену в судебном порядке, не установлено.
Мнение о том, что вопрос о целесообразности заключения нового контракта о прохождении военной службы с Кучиной подлежал рассмотрению на заседании аттестационной комиссии воинской части, является беспредметным, по следующим основаниям.
Действительно, в силу п. 4 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже, чем каждые пять лет прохождения военной службы.
Однако в ст. 26 названного Положения, на которую ссылается сторона административного истца, определен общий порядок аттестации военнослужащих. При этом в п. 3 Положения о порядке прохождения военной службы указано, что порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проводится аттестация.
Кучина была аттестована 25 декабря 2017 г. о чем составлен соответствующий аттестационный лист.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу о том, что уполномоченным воинским должностным лицом при решении вопроса о заключении контракта о дальнейшем прохождении военной службы с Кучиной, достигшей предельного возраста пребывания на ней, учитывались деловые качества, состояние здоровья и другие обстоятельства, которые могут послужить причинами невозможности дальнейшего прохождения военной службы, то оспариваемый отказ командира воинской части является обоснованным, в том числе потому что ст. 10, 26 и 27 Положения о порядке прохождения военной службы допускают установление этих обстоятельств иным, помимо аттестации, способом.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в решениях, касающихся возможности установления требования о соблюдении возрастных критериев при замещении гражданами должностей государственной и муниципальной службы, службы в органах и учреждениях прокуратуры (постановления от 6 июня 1995 г. № 7-П и от 27 декабря 1999 г. № 19-П, определения от 1 июля 1998 г. № 84-О, от 8 февраля 2001 г. № 45-О, от 5 июля 2001 г. № 134-О, от 3 октября 2002 г. № 233-О), согласно которым федеральный законодатель вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности, он может предусмотреть требование о соблюдении возрастных критериев при замещении указанных должностей. При этом возложение на руководителя обязанности обосновать необходимость увольнения работника, привести причины, подтверждающие невозможность дальнейшего прохождения им службы, равно как и получить его согласие на увольнение лишило бы законодательные предписания о соблюдении возрастных критериев и прекращении службы по достижении предельного возраста какого-либо самостоятельного юридического содержания.
Приведенные правовые позиции носят общий характер и могут быть распространены на нормативные положения о военной службе как особом виде федеральной государственной службы, в том числе о предельном возрасте для нахождения военнослужащих на военной службе, а также о порядке их увольнения по этому основанию.
Таким образом, суд признает не противоречащими закону действия командира войсковой части № по отказу в заключении с административным истцом нового контракта о прохождении военной службы, а потому не находит оснований для возложения на данное воинское должностное лицо обязанности по соблюдению процедуры принятия решения о заключении с Кучиной контракта о прохождении военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 175—180, 227, 297, 298 КАС РФ,
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления Кучиной М.В. об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с отказом в заключении контракта о прохождении военной службы, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.В. Татаринов