О ВоенСети

В данный момент вы находитесь на сайте urpravovoen.ru

Мы полностью переехали в социальную сеть ВоенСеть



Перейти в VoenSet.ru


Рапорт от основ до судов, блог Военного Правоведа

Категории:

Р А П О Р Т

ОТ ОСНОВ ДО СУДА

 

ВОПРОСЫ:

1. Понятие РАПОРТ;

2. Виды рапортов;

3. Нормативно — правовая база;

4. Структура рапорта;

5. Регистрация и подача рапорта;

6. Нет ответа на рапорт;

7. Исковое заявление в суд (нет ответа на рапорт);

8. Судебная практика (обзор);

9. Пример ответа на обращение (рапорт) согласно Закона;

10. Образец рапорта для скачивания (МО и ФСБ — формат word);

11. Пример положительной судебной практики.

1. Понятие РАПОРТ

Рапорт — служебный документ, докладываемый командиру (начальнику) по устанавливаемой форме.
В рапорте излагаются вопросы, связанные с выполнением служебных обязанностей, несением службы и др. В виде рапорта оформляются также заявления, предложения и личные просьбы военнослужащих.

2. Виды рапортов

РАПОРТ – как служебный документ имеет два вида:

  • в виде доклада по службе – т.е. касается только служебных вопросов;
  • в виде обращения (заявления, жалобы) – т.е. относится к личным вопросам военнослужащих.

Рапорта подразделяются на два типа:

  • Рапорт по команде – рапорт который должен пройти этапы согласования, от младшего начальника к более старшему…
  • Рапорт руководителю – рапорт адресованный только начальнику.

3. Нормативно — правовая база:

Федеральные законы и НПА, регулирующие правоотношения:

  • Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ;
  • Глава 6. Об обращениях (предложениях, заявлениях или жалобах) Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 21.02.2019) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»

Ведомственные нормативно правовые акты:

  • Приказ Министра обороны РФ от 18 августа 2014 г. N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»»
  • Приказ ФСБ России от 30 августа 2013 г. N 463 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности»
  • Приказ от 31 марта 2015 г. N 145 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МЧС России»
  • Приказ Федеральной службы охраны РФ от 26 сентября 2007 г. № 450 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в федеральных органах государственной охраны»
  • Приказ МВД России от 12.09.2013 №707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»4
  • Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»

По каким причинам можно писать рапорт?

Документ нужно писать исходя из цели и изложения фактов:

  • Для получения пособия, компенсации за съем жилья, отпуска;
  • На подписание контракта до определенного возраста, на 3,5, 10 лет и выше установленного предельного возраста;
  • На увольнение по завершения контракта;
  • Для приема должности;
  • Для оплаты расходов;
  • При постановке в очередь на получение жилья;
  • Для выезда за часть или гарнизон;
  • По личным вопросам — рапорт (обращение);
  • и т.п.

4. Структура рапорта

1. Рапорт по команде:
2. Рапорт (обращение):

ВАЖНО !

  • юридически значимый момент:

5.  Регистрация и подача рапорта

В Вооруженных Силах составляются (издаются) и применяются следующие служебные документы: приказы, директивы, приказания, указания, постановления, регламенты, положения, наставления, инструкции, уставы, распоряжения, предписания, доклады, донесения, рапорты, договоры, контракты, планы, представления, расписания занятий, отчеты, перечни, протоколы, акты, справки, служебные письма, заявки, телеграммы, командировочные удостоверения, отпускные билеты и другие разработанные в установленном порядке документы (текстовые и графические), написанные или нарисованные от руки в рабочих тетрадях или на отдельных листах, напечатанные на пишущей машинке, изготовленные на средствах вычислительной техники, изданные типографским, электрографическим или другим способом.
Кроме служебных документов, в Вооруженных Силах применяются служебные   издания,   перечень   которых   приведен   в   Положении   об издательской деятельности по выпуску служебных изданий (документов) в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Рапорт — служебный документ, докладываемый командиру (начальнику) по устанавливаемой форме.
В рапорте излагаются вопросы, связанные с выполнением служебных обязанностей, несением службы и др. В виде рапорта оформляются также заявления, предложения и личные просьбы военнослужащих.

Поступившие в воинскую часть служебные документы (в том числе распорядительные служебные документы), а также служебные документы, подготовленные в воинской части, регистрируются в журнале учета служебных документов. 

В штабах объединений и выше, а также в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации приказы (директивы, распоряжения, приказания и указания), полученные из вышестоящих инстанций для рассылки подчиненным воинским частям, регистрируются, кроме того, в книге учета приказов и директив.
Обращения граждан регистрируются отдельно от других поступивших документов.

Регистрация в воинской части поступивших служебных документов осуществляется, как правило, в день поступления, разработанных — в день утверждения или подписания либо на следующий рабочий день.

При регистрации служебных документов на последнем листе поступившего документа ставится штамп

До регистрации служебные документы для доклада и исполнения передавать запрещается.э

Ваш рапорт — внешняя корреспонденция, поступающая от Вас в часть.

ВАЖНО !!!  Рапорт регистрируется в секретариате в 2-х экземплярах (один-в адрес; другой-себе) 

6. Нет ответа на рапорт

(ответ в форме резолюции)

Ни для кого не секрет, что на практике по-прежнему имеют место случаи несоблюдения сроков рассмотрения рапортов военнослужащих, их «утери» или непринятия командирами по ним обоснованных и законных решений. По мнению автора, одни из причин указанных негативных явлений — как недостаточная правовая детализация механизма подачи и рассмотрения самих обращений, так и отсутствие четкого, нормативно закрепленного понятийного аппарата их видов.

Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее — Указ) утвержден Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Устав). Глава 6 Устава «Об обращениях (предложениях, заявлениях или жалобах)» определяет порядок рассмотрения обращений военнослужащих. При этом ст. 106 Устава содержит бланкетные (отсылочные) нормы, указывающие на законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, также регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан.

Несколько отступая от основной идеи настоящей публикации, следует отметить, что, любой устав Вооруженных Сил Российской Федерации должен содержать минимальное количество норм отсылочного характера, быть понятным каждому военнослужащему независимо от уровня его образования и подготовки и не вызывать необходимости обращения к иным законам и подзаконным актам.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан, конечно же, является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (далее — Закон). В соответствии с Законом приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 500 (аналогичный приказ ФСБ России №463 от 30.08.2013 года) была утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Инструкция).

В соответствии со ст. 107 Устава письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта. Справедливо возникает вопрос: что значит в форме рапорта? Что она под собой подразумевает и чем отличается от иных форм обращений?

Закон предусматривает только две формы обращения гражданина — письменную и устную, что в полной мере относится и к рапорту. При этом, очевидно, не следовало бы смешивать форму рапорта как способ письменного или устного его изложения с различными типовыми формами докладов, принятых в Вооруженных Силах Российской Федерации. В последнем случае форма определяет видимую единообразность представляемых сведений, т.е. это письменное или устное «клише», специально предусмотренное для типовой ситуации. Однако некоторые нормативные правовые акты, тем не менее, такое смешивание допускают. Например, в Корабельном уставе Военно-Морского Флота Российской Федерации, введенного в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 1 сентября 2001 г. N 350, под формой рапорта понимается как его письменная или устная форма, с одной стороны, так и типовая ситуативно-формальная форма доклада или форма представления письменных сведений (вплоть до формы бланка) — с другой.

Общие требования, предъявляемые к письменному обращению, установлены ст. 7 Закона. По числу обращающихся лиц обращение может быть индивидуальным или коллективным. Рапорт, заявление, предложение, жалоба — это, по мнению автора, виды обращений.

Статья 4 Закона содержит следующие юридические дефиниции обращений граждан:

— предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

— заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

— жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Как видно из приведенных определений, различие видов обращений определяется существом их содержания, их правовыми целями. Что же, исходя из этого, представляет собой рапорт? Каковы характерные отличительные признаки этого вида обращения, традиционно принятого в военной среде и, несомненно, имеющего самостоятельный характер?

Согласно п. 25 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170 (далее — Инструкция по делопроизводству), письменный рапорт является служебным документом. Иных признаков рапорта указанная Инструкция не содержит в отличие от прочих служебных документов, определения которых содержатся там же в пп. 26-45.

Обычно при отсутствии толкования законодателем используемых в нормативном акте терминов юристы обращаются к словарям русского языка.

Рассмотрим определения понятия «рапорт», приведенные в различных словарях русского языка:

Рапорт — устный или письменный официальный доклад по предусмотренной уставом форме при обращении военнослужащего к начальству; доклад, сообщение о выполненном задании или взятых на себя обязательствах.

Рапорт — служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику; доклад, сообщение о выполнении взятых на себя обязательств.

В Толковом словаре В.И. Даля глагол «рапортовать», имеющий, как указано, французское происхождение, означает «доносить, докладывать по начальству словесно или письменно».

Толковый словарь военных терминов определяет рапорт как устный или письменный доклад по предусмотренной уставом форме при обращении военнослужащего к начальнику по различным вопросам служебной деятельности.

Приведенные толкования позволяют отметить характерный признак «классического» рапорта — отсутствие в нем просьб об удовлетворении или защите субъективных прав и свобод обращающегося лица. Исходя из этого и принимая во внимание дефиниции, приведенные в ст. 4 Закона, заявления (предложения, жалобы) как виды обращений не могут являться рапортами по определению, равно как и наоборот, поскольку принципиально отличаются по своим правовым целям и содержанию. Кроме того, представляется, что рапорт не может быть подан коллективно в отличие от тех же заявления или жалобы, коллективная подача которых прямо предусмотрена Законом.

Не содержит действующее законодательство и никаких специальных (типовых) форм рапортов, в соответствии с которыми должны оформляться заявления (предложения, жалобы), подаваемые в порядке, установленном Уставом. Соответственно оформление обращений в форме рапорта следует понимать не иначе как оформление их в одной из двух форм — письменной или устной.

Таким образом, норма ст. 107 Устава о письменной форме письменных же обращений, является тавтологичной.

Однако с большой долей вероятности можно предположить, что указанная норма будет воспринята значительной частью военнослужащих, во-первых, как необходимость обращения по команде, а во-вторых как необходимость именования любого своего обращения рапортом независимо от характера его содержания.

В армии докладывают рапортом о сдаче дел и должности, о происшествиях, имевших место во время несения службы в суточном наряде, о факте получения травмы подчиненным и т.п. В то же время при письменном обращении с просьбой об удовлетворении какого-либо права, гарантированного действующим законодательством, военнослужащие также оформляют рапорт.

Насколько оправданна и всегда ли оправданна такая «универсальность» обращения? Попробуем разобраться.

Подача военнослужащим заявления, скорее всего, вызовет непонимание у армейского начальства, а реакцию флотского командира тем более легко себе представить: Получить вразумительное объяснение от возмущающегося начальника, кроме банального: «Военнослужащие заявлений не пишут, а пишут рапорты:», вряд ли удастся. Но тогда логично предположить, что жалоб и предложений военнослужащие также писать не должны. Увы, в соответствии с той же гл. 6 Устава военнослужащий в ряде случаев просто обязан направить предложение или жалобу вышестоящему командиру. Да и потом, название главы Устава — «Об обращениях (предложениях, заявлениях или жалобах» говорит само за себя. А вот главы «О рапортах» Устав не содержит.

Казалось бы, какая разница, как «обозначить» свое обращение — заявление или рапорт. Вместе с тем, от этого в определенной степени зависят порядок его подачи, регистрации, рассмотрения и контроль должностных лиц за соблюдением этого порядка.

Во-первых, обращение, именуемое рапортом, вряд ли будет зарегистрировано в книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) воинской части (приложение N 4 к Уставу), поскольку это именно книга предложений, заявлений или жалоб, а не книга рапортов. В соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству регистрация рапорта будет произведена в журнале учета служебных документов (или журнале учета переходящих служебных документов), поскольку делопроизводитель воинской части не должен, да и не всегда может, определять вид поступившего обращения исходя из его фактического содержания и соответственно не обязан регистрировать его в ином порядке. А значит, такой рапорт легко выпадает из поля зрения комиссии при проверке состояния работы по рассмотрению обращений, проводимой ежеквартально в порядке, предусмотренном п. 15 Инструкции и ст. 118 Устава.

Во-вторых, регистрация рапорта будет произведена только после того, как он поступит в делопроизводство (строевую часть) воинской части непосредственно перед передачей его на рассмотрение командиру воинской части (иному должностному лицу).

Именно отсутствие первичной (на стадии исполнения рапорта) регистрации и механизма контроля передачи письменного обращения по команде от начальника к начальнику до момента его поступления в делопроизводство воинской части является причиной того, что рапорты военнослужащих зачастую «теряются» начальниками младшего звена, не желающими удовлетворять обращение военнослужащего по тем или иным причинам. Да и доказать, что обращение вообще имело место, представляется не всегда возможным. Возникает справедливый вопрос и о сроках рассмотрения поданного по команде рапорта. В соответствии со ст. 116 Устава обращение военнослужащего должно быть рассмотрено в срок до 30 суток со дня регистрации. Вместе с тем, с момента обращения по команде и до момента принятия решения по нему указанный срок может оказаться значительно больше, и формально — без какого-либо нарушения Устава, поскольку такое обращение до его регистрации еще должно пройти по «цепи» должностных лиц, не принимающих решение по существу просьбы, но налагающих стандартную резолюцию: «Ходатайствую по существу рапорта…». Срок нахождения рапорта у каждого из таких лиц Уставом вообще не ограничен. Даже если, исходя из ст. 114 Устава, предположить, что этот срок не должен превышать семи дней (хотя в действительности, как может убедиться читатель, обратившись к указанной статье, из буквального ее содержания следует, что этот срок установлен именно для должностного лица, получившего обращение после его регистрации, а значит, данное правило формально не распространяется на тех лиц, которые получают по команде незарегистрированные рапорты), то становится понятным, что время рассмотрения обращения с момента его подачи непосредственному начальнику и до его разрешения по существу может значительно превышать 30-дневный период. Это противоречит положениям Закона, по смыслу которого, срок рассмотрения обращения начинает течь именно с момента его подачи (не считая трех дней на регистрацию обращения) и включает в себя все его перемещения между должностными лицами одного органа управления.

Конечно, вряд ли затягивание срока рассмотрения рапорта до семи дней будет иметь место, когда он подан действительно по служебному вопросу, особенно если немедленное принятие мер по этому вопросу может иметь далеко идущие последствия. А вот проявление аналогичной «стремительности» принятия решения по обращению военнослужащего с просьбой об удовлетворении его субъективного публичного права встречается далеко не всегда.

В связи с вышеизложенным подходим к ключевому моменту — порядку подачи обращения.

Как уже отмечалось выше, ст. 106 Устава предписывает военнослужащим подавать обращения в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Именно такое прямое обращение гарантирует соблюдение порядка его регистрации и сроков рассмотрения, предусмотренных Законом.

Что же такое компетенция?

Компетенция — область вопросов, в которой кто-либо хорошо осведомлен; круг полномочий какого-либо учреждения, лица или круг дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению.

Компетентный — обладающий компетенцией, правомочный.

Таким образом, в полном соответствии с Уставом и Законом военнослужащий имеет право обращаться непосредственно к тому воинскому должностному лицу, которое правомочно принимать решение по существу обращения. Именно решение, а не ходатайство о вынесении такого решения. При этом, опять-таки в полном соответствии с Уставом и Законом обоснованна подача обращения именно того вида, который этими нормативными актами предусмотрен.

Действительно, не совсем понятно, почему военнослужащий обращается по команде рапортом с просьбой о выплате, например, материальной помощи, тогда как по характеру содержания, исходя из ст. 4 Закона, это именно заявление? Считать данную просьбу обращением по вопросам служебной деятельности, наверное, не совсем правильно. При этом, ряд командиров в порядке подчиненности налагают на этот рапорт резолюцию, которой ходатайствуют перед вышестоящим начальником о его удовлетворении. По сути же, этой самой резолюцией они признают отсутствие у них компетенции, необходимой для принятия решения по существу, которое вправе вынести (и несет за него ответственность) только командир, издающий приказы по личному составу.

Поставим вопрос по-другому: являются ли такие ходатайства в соответствии с действующим законодательством необходимыми условиями для удовлетворения в приведенном примере права военнослужащего? Ответ однозначный — нет. Обращение по команде в данном случае носит, по сути, уведомительный, формальный характер и зачастую лишь отнимает время у командиров на ненужную «бумажную» рутину.

Рассмотрим ситуацию с заявлением, которое, как следует из ст. 4 Закона, может содержать сообщение о нарушении закона должностным лицом или критику в его адрес, в том числе и в адрес непосредственного начальника. И что же, в этом случае заявление «в форме рапорта» должно подаваться по команде? Ответ вновь отрицательный.

К аналогичному выводу можно прийти и моделируя ситуацию с таким видом обращения, как предложение: отсутствие «поддержки» военнослужащего по команде зачастую приводит к тому, что полезные рекомендации гражданина просто не дойдут до того, кто способен их оценить и применить.

Так кому и зачем нужны на рапортах «промежуточные» ходатайства некомпетентных лиц?

Обращение в порядке подчиненности в случаях, подобных вышеуказанным, по аналогии с подачей по команде жалобы, оправданно только тогда, когда военнослужащий не знает, к кому конкретно следует обратиться для решения вопроса по существу, либо когда такой порядок обращения прямо предусмотрен действующим законодательством.

В связи с рассматриваемой темой нельзя не остановиться на ст. 21 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Устав внутренней службы), утвержденного Указом. Нормы названной статьи предписывают военнослужащему по служебным и личным вопросам обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости разрешают и прямое обращение по личным вопросам к старшему начальнику. Что есть личный, а что служебный вопрос — тема отдельного исследования, и грань между ними в ряде случаев весьма условна. Понятие особой необходимости носит оценочный и в достаточной степени субъективный характер. В любом случае положения ст. 21 Устава внутренней службы не являются препятствием для непосредственного обращения к компетентному должностному лицу, в том числе и в письменной форме, поскольку содержат ссылку на порядок, предусмотренный гл. 6 Устава.

Нетрудно представить, во что превратится деятельность непосредственного начальника, имеющего не один десяток подчиненных, если действительно по всем «личным» вопросам эти подчиненные начнут обращаться только к нему и требовать от него же их решения — ведь в соответствии со ст. 78 Устава внутренней службы командир обязан принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих.

В действительности в повседневной деятельности военнослужащие довольно часто обращаются к различным должностным лицам напрямую. Например, практически каждый военнослужащий при необходимости обращается к начальнику финансовой службы при решении вопросов, связанных с удовлетворением его денежным довольствием. Такое обращение, как правило, не вызывает ни у кого непонимания. Но стоит обратиться к тем же самым должностным лицам по тем же вопросам письменно, как их реакция будет совершенно иная. А ведь разница только в форме обращения — устной или письменной.

Конечно, не все так однозначно и просто. В некоторых случаях, например, при рассмотрении командиром воинской части (иным должностным лицом или вышестоящим командиром) поступившего обращения военнослужащего, мнения иных младших командиров (начальников) представляют служебный интерес, поскольку позволяют принять согласованное и взвешенное по существу решение. А значит, обращение по команде, безусловно, оправданно. Тем более такой порядок справедлив, когда отказ, равно как и удовлетворение обращения, являются правомерными, т.е. зависят от усмотрения командира. Например, при подаче военнослужащим рапорта об установлении ему той или иной стимулирующей выплаты непосредственным начальником военнослужащего должны учитываться и мнения иных командиров.

Однако для такого порядка рассмотрения обращений представляется необходимым нормативно закрепить в Уставе одно важное положение — обязанность командиров (начальников), не наделенных полномочиями принятия окончательного решения по существу поставленных в обращении вопросов, передавать их по команде в установленные сроки независимо от собственной позиции по этим вопросам, т.е. если такой командир (начальник), получивший обращение военнослужащего, считает, что оно не подлежит удовлетворению по каким-либо основаниям, то он, мотивированно изложив на нем свою точку зрения, должен передать его в порядке подчиненности для вынесения решения компетентным должностным лицом. Именно такой порядок предусмотрен, например, ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение) при решении вопроса о заключении военнослужащим контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста. Независимо от мнения нижестоящих командиров по поводу заключения такого контракта с их подчиненным рапорт этого подчиненного должен поступить соответствующему должностному лицу, указанному в Положении, для принятия им окончательного решения. Заключения нижестоящих должностных лиц о целесообразности (или о нецелесообразности) заключения контракта излагаются как на рапорте, так и в представлении, оформляемом в порядке, установленном п. 7 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350.

Кроме того, как уже отмечалось, необходимо нормативно закрепить процедуру регистрации подачи обращения от исполнителя непосредственному начальнику и далее по команде в целях исключения его случайной или преднамеренной утраты. При этом, общий срок рассмотрения обращения с момента его подачи и до момента принятия по нему по месту службы окончательного решения соответствующим должностным лицом должен находиться в пределах, установленных Законом.

На практике же зачастую нежелание какого-либо командира (начальника) «подписывать» рапорт военнослужащего, несмотря на правомерность содержащейся в нем просьбы, становится причиной невозможности его дальнейшего движения, а значит, и принятия по нему законного решения. Далеко не всегда такие действия командиров различного уровня основаны на интересах службы и положениях действующего законодательства. Личная неприязнь, а то и просто плохое настроение какого-нибудь военного «босса» нередко являются мотивами нарушения прав военнослужащих. Формально правовая норма для такого поведения начальника есть — это ст. 107 Устава, в соответствии с которой должностное лицо воинской части обязано принять меры для удовлетворения обращения, если найдет его обоснованным. Найдет ли? Это другой вопрос. Как, впрочем, и вопрос о том, кого относить к категории воинского должностного лица применительно к порядку рассмотрения обращений? В гл. 5 ранее действовавшего Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации вместо понятия «должностное лицо воинской части» в том же контексте использовалось понятие «командир (начальник)».

Перечень основных должностных лиц воинской части косвенным образом содержит гл. 3 Устава внутренней службы «Обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц полка (корабля)». По мнению автора, на этих лицах, в частности, лежит и обязанность рассматривать в пределах своей компетенции обращения военнослужащих.

Что же касается обоснованности обращения, то следует отметить, что зачастую получившие его по команде начальники просто, в силу опять же своей некомпетентности, не понимают, обоснованно оно или нет, по крайней мере, с позиций действующего законодательства. Тем не менее, вместо того чтобы передать такое обращение (например, наложив на нем резолюцию: «Ходатайствую об удовлетворении рапорта при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством») в порядке подчиненности, начальник прежде требует от военнослужащего доказать и обосновать правомерность его просьбы. И бегает бедолага-проситель к такому горе-начальнику с текстами законов и приказов — доказывает. Только он эти законы и приказы понимает так, а вот начальник совсем иначе. И никак не получается доказательства. А если и получается, то все повторяется вновь, когда рапорт ложится на стол следующему «подписывающему», но не компетентному начальнику.

Подобного рода действия должностных лиц есть не что иное, как препятствование реализации военнослужащему его права на обращение, закрепленное в ст. 1 Закона.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что подача обращения военнослужащими может производиться непосредственно на имя тех должностных лиц, в компетенцию которых входит решение поставленных в нем вопросов. При этом, военнослужащие вправе подавать тот вид обращения и соответственно того наименования, который соответствует правовому характеру его содержания, а для этого они должны понимать отличие видов обращений и четко знать основания, по которым у них есть право (обязанность) в одних случаях обратиться к командованию с рапортом, а в других — с заявлением, предложением или жалобой.

Назрела необходимость нормативно закрепить в действующем военно-административном законодательстве понятие рапорта, а также внести необходимые нормативные коррективы в порядок рассмотрения обращений военнослужащих воинскими должностными лицами, сохранив при этом сложившиеся в армии традиции и принцип единоначалия, с одной стороны, и законные гарантии права на обращение граждан, проходящих военную службу, — с другой. Разрешение этих вопросов — прерогатива законодателя.

7. Исковое заявление в суд

  • С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
  •  
  • Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ»).
  • Форма и содержание ИСКа
  • «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
  • КАС РФ Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления
  • На что обратить внимание
  • Подать административный иск о признании решения незаконным либо обжаловать действия должностного лица можно в течение трех месяцев с момента нарушения прав. На рассмотрение административного дела суду дается два месяца, первое заседание назначается, как правило, через 2 недели после получения заявления.
  • Подведем итоги
  • Защищать свои права можно и нужно, даже когда нарушить законные интересы пытаются представители государства. Это не так сложно и дорого, как кажется. Большинство административных исков имеет неимущественный характер, поэтому госпошлина будет небольшая — 300 рублей. Главное — грамотно составить исковое заявление и четко аргументировать свою позицию. Если вы не готовы разбираться в юридических тонкостях, рекомендуем воспользоваться услугами специалистов.

 

8. Судебная практика 

  1. Написание рапорта…

 

2. По истечении более 30 дней, ответ на рапорт не дан, денежное довольствие не выплачено…военнослужащий подаёт в суд…

Исковое заявление…

3. На судебное заседание ответчик вместе с возражением приносит рапорт с проставленной на нём резолюцией и справкой…

4. На основании показаний заинтересованных свидетелей, судья делает необоснованный вывод и принимает решение….

*ни один из свидетелей не смог прочитать справку на обороте рапорта (якобы данного ответа), однако утверждали что эту справку доводили истцу в слух…абсурд…но судье виднее…)

* в голове у судьи при этом не возникло даже доли сомнения, абсурдности ситуации, а именно: 1. Военнослужащий написал рапорт; 2. Вместо того, что бы дать военнослужащему ответ в соответствии с требованиями руководящих документов, а именно на отдельном бланке; 3. Должностное лицо от руки пишет текст на самом рапорте (обращении) военнослужащего, данный рапорт якобы после этого возвращается в подразделение (за 120 км от Управление), где данная справка доводиться до военнослужащего в присутствии свидетелей … это ли не абсурд ??? (Помимо прочего соответствующих отметок делопроизводства о перемещении указанного рапорта между подразделениями нет (от слова вОобще), но судья это не рассматривает…почему? Ответ ясен…

5. Не согласившись с таким беззаконием, и произволом военнослужащий подаёт апелляционную жалобу…

6. Ответчик, понимая что он проигрывает по направлению выплаты денежных средств, «поджав хвост» осуществляет выплату денежных средств до судебного заседания, а на судебное заседание приносит ведомость выдачи…и «доблестный» суд выносит определение… 

* Что означает фраза суда: «правила рассмотрения письменных обращений военнослужащих, касающиеся необходимости направления им официального письменного ответа, к порядку рассмотрения служебных документов не применимы». Но, ведь рапорт подан в форме обращения! Согласно ст. 106 ДУ ВС РФ, а глава 6 ДУ ВС РФ вообще называется: «Об обращениях (предложениях, заявлениях или жалобах)»! Вместе с тем суд, не посчитал нужным разъяснить порядок рассмотрения обращений военнослужащих….

7. Подача кассационной жалобы (то же здание, тот же суд…этажом выше…)…

8. Как и ожидалось….судья кассационной инстанции не стал себя утруждать…

9. Ну вот и до Верховного Суда дошли….тут главное на адекватного судью попасть…и Закон то на нашей стороне…

10. Беззаконие порождает беспредел… судья ВС полностью солидарен нижестоящим судьям… Но, как? Ведь Закон говорит об обратном….

11. Далее Конституционный Суд…в процессе…

9. Пример правильного ответа на рапорт

10. Образцы рапортов:

 

12. Пример положительной судебной практики:

  1. Решение Благовещенского гарнизонного военного суда по делу   № 2-47/2014 (https://bgvs—amr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=e1041000-c267-4742-9873-061b0bd15237&_deloId=1540005&_caseType=&_new=0&srv_num=1&_hideJudge=0);
  2. Решение 224 гарнизонного военного суда (http://www.gcourts.ru/case/2480411)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *