О ВоенСети

В данный момент вы находитесь на сайте urpravovoen.ru

Мы полностью переехали в социальную сеть ВоенСеть



Перейти в VoenSet.ru


Дисциплинарное взыскание — свой среди чужих, чужой среди своих. Блог ВоенногоПравоВеда

Дисциплинарные взыскания военнослужащих

Вопросы:

1. О взыскании и дисциплинарной власти;
2. Учёт взысканий;
3. Нормативно-правовая база;
4. Виды взысканий;
5. Неполное Служебное Соответствие;
6. Наложение дисциплинарного взыскания;
7. Обжалование взысканий;
8. Пример судебной практики:
  • Образец искового заявления — отмена взыскания;
  • Образец решения суда;
  • Доказывание и экспертизы;
9. Как отменить взыскание, если пропущен процессуальный срок обращения в суд!?
10. ПРИМЕРЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ.
Видео: ДИСЦИПЛИНАРНОЕ-ВЗЫСКАНИЕ-часть-1

1. О взыскании и дисциплинарной власти

Воинская дисциплина – одна из основ боеготовности Вооруженных Сил. Беспрекословное подчинение приказам, и соблюдение уставных требований в мирное время, обеспечивают слаженность действий подразделения в боевых условиях.

Служба всегда связана с множеством ограничений. Необходимо строго соблюдать все установленные правила и не нарушать дисциплину. Получается это не всегда и за каждый проступок военнослужащие несут ответственность – дисциплинарное взыскание. Однако, перед этим их вина должна быть доказана, а наказание назначено строго в установленный законом промежуток времени.

Если дисциплина была нарушена, считается, что военнослужащий совершил дисциплинарный проступок. Если деяние не попадает под административное или уголовное законодательство, оно повлечет за собой дисциплинарную ответственность. К ответственности могут быть привлечены солдаты срочной службы, лица, призванные на сборы из запаса, а также контрактники. Перечень грубых проступков закреплен в действующем законодательстве. О том, какие виды дисциплинарных взысканий существуют, о порядке наложения, а также об особенностях обжалования применения мер поговорим далее.

Наказания, которым может подвергаться военнослужащий, необязательно должны иметь административное или уголовное основание. Большинство взысканий, применяемых к личному составу, касаются нарушения воинской дисциплины и неисполнения воинских обязанностей.

К основным обязательствам человека в погонах относятся:

  • верность Церемониальной клятве (присяге) и основному Закону Государства (Конституции);
  • четкое исполнение приказов;
  • следование уставным правилам;
  • уважение к командирам и военачальникам;
  • строгая сохранность информации, касающейся государственной тайны;
  • укрепление боевого товарищества;
  • достойное поведение;
  • безупречный вид обмундирования.

Дисциплинарной властью, то есть правом принятия решения о наказании и поощрении, наделены командиры подразделений. Правами, предоставленными нижестоящим начальникам, всегда обладает и вышестоящее командование. Взыскания, налагаемые на подчиненных, являются методом воспитательной работы.

Его основные функции заключаются в следующем:

  • осознание проступка;
  • несение наказания, соответствующего провинности;
  • профилактика нарушений воинской дисциплины.
  • развитие одного из ключевых качеств воина – самодисциплины.

Взыскания в армии подразделяются на несколько видов, и накладываются по принципу: одно нарушение – одно наказание.

То есть, к военнослужащему не может быть применено несколько видов взысканий за одну и ту же провинность.

Применение конкретного вида дисциплинарного взыскания военнослужащих зависит от степени тяжести совершенного проступка.

2. УЧЁТ ВЗЫСКАНИЙ 

Анализ поощрений и взысканий ведется в каждом подразделении в виде картотеки — служебной карточке. Ознакомиться со сведениями, занесенными в служебную карточку, можно раз в полгода, под роспись.

Все поощрения и дисциплинарные взыскания, предусмотренные Уставом, в том числе поощрения, объявленные командиром (начальником) всему личному составу воинской части (подразделения), заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок.
 
При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке, в соответствующей графе раздела «Дисциплинарные взыскания», делается отметка о том, когда и кем взыскание снято.
 

Если примененное к военнослужащему дисциплинарное взыскание по истечении года не будет снято и за этот период он не совершит другого дисциплинарного проступка, в соответствующей графе раздела «Дисциплинарные взыскания» делается отметка о том, что по истечении срока взыскание снято.

за исключением: 1. Дисциплинарного ареста; 2. Снижение в воинской должности; 3. Предупреждение о неполном служебном соответствии.

При присвоении военнослужащему воинского звания прапорщика, мичмана, первого офицерского звания, а также первого звания старшего офицера или высшего офицера на него заводится новая служебная карточка, в которую ранее примененные к военнослужащему дисциплинарные взыскания не заносятся, а заносятся только поощрения, кроме поощрений в виде снятия ранее примененного взыскания. Прежняя служебная карточка уничтожается.

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Поощрения и дисциплинарные взыскания, применяемые к военнослужащим, регламентированы одним из четырех нормативно-правовых воинских документов – Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495.

Законодательным фундаментом использования системы поощрений и наказаний является Федеральный закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.

4. ВИДЫ ВЗЫСКАНИЙ

Дисциплинарное взыскание – мера ответственности за проступок, совершенный военнослужащим во время несения службы.

Различают несколько видов взысканий, начиная от простого выговора и заканчивая административным арестом.

Они индивидуальны в каждом конкретном случае и назначаются в зависимости от тяжести совершенного нарушения. Однако, за каждый проступок военнослужащий может получить только один вид взыскания.

В статье 25 ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих» и в главе 3 Дисциплинарного устава ВС РФ содержится перечень дисциплинарных проступков, считающихся грубыми.

Командир имеет право провести разбирательство инцидента, определить виновного и вынести постановление.

Если строгое замечание за допущенное нарушение было выражено в устной форме, не является дисциплинарным взысканием. Оно не будет занесено в личное дело, и военнослужащего за него не будут наказывать. Это больше предупреждение, с помощью которого командир должен указать на ошибку. Такие замечания включают в категорию предупреждений. Они поясняются командиром подчиненному, проходящему службу. Если устное замечание действия не возымеет, за повторное аналогичное нарушение применяется дисциплинарное взыскание.

ВНИМАНИЕ !!! Разбирательство, которое было проведено командиром, фиксируется в письменном виде. Протоколы, оформленные в соответствии с правилами, выступают основанием для назначения материального и морального наказания.

В перечень возможных последствий за нарушения входят:

В отношении рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву, могут быть вынесены следующие дисциплинарные санкции:

  • выговор (простой, строгий, с занесением в карточку, без занесения);
  • наряд вне очереди (максимум может быть назначено пять нарядов);
  • лишение увольнительной на недельный срок, включая посещение праздничных мероприятий, организованных на территории воинской части;
  • снятие с должности (перевод на нижестоящую должность);
  • понижение воинского звания (для сержантов и старшин);
  • запрет на ношение нагрудного знака;
  • дисциплинарный арест по решению гарнизонного суда с отбыванием срока наказания на гауптвахте.

Разжалование в звании может быть сопряжено с переводом на нижестоящую должность. К прапорщикам и офицерам, а также личному составу, проходящему военную службу на контрактной основе, применяются:

  • выговор (простой, строгий, с занесением в личное дело, либо без занесения);
  • снятие с должности (перевод на нижестоящую должность);
  • разжалование в звании (для сержантов и старшин), офицерский состав под данное наказание не попадает;
  • реквизиция нагрудного знака;
  • предупреждение о служебном несоответствии занимаемой должности;
  • лишение части денежного довольствия (тринадцатой зарплаты, ежемесячной или ежеквартальной премии);
  • увольнение по дискредитации;
  • дисциплинарный арест по решению гарнизонного суда с отбыванием срока наказания на гауптвахте.

В случае, когда проступок связан с административным нарушением или уголовным деянием, командир части обязан сообщить в военную прокуратуру. Это относится как к бойцам срочной службы, так и к военнослужащим по контракту.

Перечень проступков, за которые налагается взыскание:

Дисциплинарные проступки могут носить умышленный и неумышленный характер совершения. По степени тяжести их квалифицируют, как:

  • незначительные или мелкие;
  • значительные;
  • грубые.

Умысел подразумевается в том случае, когда виновный понимал что делает и знал, к чему могут привести его действия. Если военнослужащий поступил неосторожно и не подозревал о последствиях, то его действия умышленными считаться не будут.

Незначительными считаются провинности, вследствие которых не последовало причинение ущерба или вреда. К примеру, неуставная форма одежды военнослужащего, опоздание в строй или из увольнения бойца, проходящего военную службу по призыву.

Для военнослужащих в должности водителей, значительным проступком является нарушение Правил дорожного движения.

К грубым дисциплинарным проступкам относятся:
  •  нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
  • самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров);
  • неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;
  • отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;
  • уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
  • нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);
  • нарушение правил несения пограничной службы;
  • нарушение уставных правил караульной службы;
  • нарушение уставных правил несения внутренней службы;
  • нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;
  • нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
  • умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;
  • уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;
  • нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;
  • нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;
  • нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;
  • исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;
  • административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность;
  • умышленная порча либо утрата по небрежности документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);
  • нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;
  • нарушение порядка выезда из Российской Федерации;
  • нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;
  • заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;
  • нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы;
  • нарушение запрета предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять: информацию, позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; информацию о других военнослужащих, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам; информацию о своей деятельности или деятельности других военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы; информацию о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну;
  • нарушение запрета иметь при себе при исполнении обязанностей военной службы электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения, в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации, в следующих случаях: участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации; несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда; участие в учениях или походах кораблей; нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; прохождение военных сборов; оказание помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

ВНИМАНИЕ !!! Применение дисциплинарного взыскания не приводит к освобождению от выполнения обязанностей. Если допущенное нарушение привлекло материальный вред, его необходимо возместить вне зависимости от результатов расследования.

Применять дисциплинарные взыскания к военнослужащим может только старший по званию – непосредственно командир части. На основании представленных ему материалов он решает, какой вид взыскания применить в отношении того или другого нарушителя. Его действия могут быть оспорены, и уже тогда командир званием выше имеет право отменить наказание, смягчить его или наоборот, ужесточить.

За нарушение дисциплины ответственность несет только один человек. Военный устав запрещает наказывать сразу всех военнослужащих в подразделении.

 

5. НЕПОЛНОЕ СЛУЖЕБНОЕ СООТВЕТСТВИЕ

Наказание о неполном служебном соответствии представляет собой самую тяжелую форму выговора, после которого может идти только отстранение от службы.

Как назначается взыскание неполное служебное соответствие? Это предупреждение от вышестоящего по званию о неподобающем выполнении служебных задач. По прошествии года после применения должно быть принято решение, после которого, если военнослужащий исправил свои ошибки, ходатайствуют о снятии взыскания, или же в противном случае происходит понижение в должности или увольнение.

Видео:  ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ часть 2

6. НАЛОЖЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ

В Уставе ВС строго определен порядок применения дисциплинарных взысканий военнослужащих. Совершение проступка влечет назначение расследования, с целью сбора доказательств вины, на основе которых и будут наложены санкции.

Примерная последовательность действий при выявлении нарушения:

  • По факту нарушения составляется рапорт. Этим занимается непосредственно командир виновного военнослужащего;
  • Если нарушение грубое, вместо рапорта составляется протокол;
  • Виновник должен ознакомиться со всеми материалами разбирательства, а также в письменной форме изложить по какой причине он совершил проступок;
  • Командир виновного представляет все документы командиру части. Сделать это он должен в течение 10 дней;
  • У командира части есть два дня, чтобы рассмотреть материалы и принять решение о том, какой вид взыскания применить. Кроме этого, он может отправить их в военный суд (в случае, если военнослужащий совершил преступление).

Командир имеет право на прекращение расследования из-за малозначительности проступка.

Приказ о наказании оглашается перед строем, если это касается военнослужащих из числа рядового и сержантского состава. В отношении офицеров и прапорщиков взыскание объявляется среди равных по званию или вышестоящих офицеров. Уполномоченные лица зачитывают приказ.

Вынести предупреждение о служебном несоответствии могут один раз в год. При совершении повторного нарушения происходит понижение в должности или звании. Еще одной мерой наказания выступает отложение присвоения очередного воинского звания. Военнослужащий, который служит по контракту, имеют право уволить из рядов Вооруженных Сил РФ. Подобное возможно, если было допущено грубое нарушение условий контракта или положений устава.

Согласно п. п. 1, 2 и 3 ст. 28.6 Федерального Закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности выяснению подлежат:

— событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

— лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

— вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

— данные, характеризующие личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;

— наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

— обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;

— обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

— причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

— другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности.

Доказательствами при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир или судья военного суда, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие названных обстоятельств.

В качестве доказательств допускаются: объяснения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности; объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности; заключение и пояснения специалиста; документы; показания специальных технических средств; вещественные доказательства.

Согласно п. 81 и 82 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В том числе вышеуказанные пункты Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ содержит перечень обстоятельств, которые должны быть установлены в ходе разбирательства, вне зависимости от формы его проведения (с оформлением письменных материалов или без таковых).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНАРНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ:

В соответствии со статьей 28.3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не является дисциплинарным проступком действие (бездействие), совершенное:

  • во исполнение обязательного для военнослужащего приказа или распоряжения командира;
  • в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или другого лица, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Не являются превышением пределов необходимой обороны: причинение вреда посягающему лицу, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия; защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, если при этом не было допущено умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства; действия обороняющегося лица, если оно вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения; при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.
    Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред; в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, либо другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
    Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный; при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия; в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не мог руководить своими действиями (бездействием). Вопрос о дисциплинарной ответственности за причинение вреда охраняемым законом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями (бездействием), решается с учетом описанных выше признаков нахождения подвергшегося принуждению лица в состоянии крайней необходимости.
    Не допускается привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности:
  • в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
  • если его действие (бездействие) не являлось противоправным или виновным, в том числе по вышеупомянутым основаниям, или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
  • повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
  • по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, то есть одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела, но при наличии в действии (бездействии) этого лица признаков дисциплинарного проступка;
  • в случае отмены или признания утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, которое военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, было нарушено;
  • в случае исключения его из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

7. ОБЖАЛОВАНИЕ ВЗЫСКАНИЯ

Право обжаловать решение о наложении дисциплинарного взыскания предоставляется в случае:

  • недостаточного количества доказательств;
  • ложного обвинения;
  • несоответствия тяжести проступка объявленному наказанию, когда за незначительную провинность применяются слишком жесткие меры;
  • при проведении разбирательства, были грубо нарушены требования ДУ ВС РФ Федерального закона № 76-ФЗ;
  • не устанавливались наличие последствий совершения проступка, форма вины, мотивы совершения проступка как этого требует Дисциплинарный устав.

Жалоба (рапорт) подается на имя вышестоящего командира в случае не удовлетворения жалобы  — в военный суд. Теоретически, право оспорить решение о наказании есть у каждого военнослужащего. 

Проведение разбирательства, вне зависимости от формы его проведение, должно устанавливать все обстоятельства, способствующие принятию командиром справедливого и объективного решения, поскольку наложение на военнослужащие дисциплинарные взыскания может в последующем повлечь для него ряд ограничений, в том числе и социального характера.

8. ПРИМЕР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

  • Образец искового заявления:
  • Пример решения суда
  • Доказывание и экспертизы

Процесс доказывания и содержание его элементов Согласно закону процесс доказывания состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. 

Каждое доказательство при этом должно быть зафиксировано в установленных законом процессуальных формах. Например, осмотр вещественного доказательства должен быть зафиксирован в протоколе осмотра.

Своевременное обнаружение всех доказательств, — необходимое условие ус­пешного, правильного разрешения дела.

Обнаружение доказательства. Чтобы установить тот или иной факт, необходимо прежде всего обнаружить соответствующее доказательство, например, найти лицо, которое знает что-либо об этом факте и может быть допрошено в качестве свидетеля, найти вещественное доказательство, хранящее а себе следы, и т. д.

Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьёй, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем [или прокурором], в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

— Федеральный закон №-73 от 31 мая 2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»

Судебная экспертиза — давний и устоявшийся институт процессуального законодательства России. Трудно представить процесс доказывания по делам без производства судебных экспертиз, которые являются одним из наиболее важных источников доказательств и находят широкое применение при расследовании и рассмотрении дел.

Судебная экспертиза – процессуальное действие, следовательно, её производство регламентировано законом (наиболее полно — в УПК РФ и Федеральным законом № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»), некоторые аспекты судебно-экспертной деятельности рассмотрены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам от 21 декабря 2010 года»:

— в результате ее производства появляется доказательство — заключение эксперта.

В юридической литературе представлены различные мнения и взгляды на основания назначения судебных экспертиз. Большинство авторов под общеправовым основанием для назначения экспертизы понимают потребность в использовании специальных знаний эксперта в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. Юридическим основанием назначения и производства экспертизы является постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда. Специальными условиями для назначения экспертизы являются достаточность объектов для исследования, наличие научно — обоснованной экспертной методики по данному предмету, а также по общему правилу — согласие на их исследование.

Пример экспертного заключения повлиявшего на принятие решения: 

9. Как отменить взыскание, если пропущен процессуальный срок обжалования через суд!?

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Право на обжалование неправомерных действий закреплено в статье 21 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии со статьей 108 Устава военнослужащий вправе подать жалобу на незаконные в отношении него действия командира (начальника) или других военнослужащих непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует. Кроме того, решения воинских должностных лиц о незаконном привлечении к дисциплинарной ответственности обжалуются в соответствующий военный суд.

Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации военнослужащий вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Также в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» военнослужащий вправе направить жалобу на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности соответствующему военному прокурору. Ограничение сроков на обращение в органы военной прокуратуры, равно как и необходимость уведомления командования о намерении обратится за защитой своих прав в уполномоченные органы государственной власти, законодательством не предусмотрены.

Таким образом, в случае пропуска 3-х месячного срока обращения в суд, у военнослужащего остается возможность оспорить наложенное дисциплинарное взыскание через органы военной прокуратуры !

Образец заявления в прокуратуру: 

Образец ответа военной прокуратуры:

 

 

10. ПРИМЕРЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ (СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА)

  1. Решение Мурманского гарнизонного военного суда по делу №2а-12/2020 https://murmgvs—mrm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=58645599&case_uid=26a10dd5-18d1-41bf-b155-d42beb39dff5&delo_id=1540005;
  2. Решение Белогорского гарнизонного военного суда по делу №2-54/2015 https://belgvs—amr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=4c26af4d-71f2-4a8e-8d64-7638987fa635&_deloId=1540005&_caseType=&_new=0&srv_num=1&_hideJudge=1 .

Если Ваши права нарушены, нужно обратиться в суд!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *