ВВК. Порядок прохождения. Направление на ВВК

Превью статьи:

Военному прокурору 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 полковнику юстиции Аханову С.Ю. от Жукова А.О., проживающего по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Лазурная, д. 22, кв. 11, а также в ЗАТО Сибирский, ул. Кедровая, д. 17а, кв. 97, тел. 8-913-252-02-02 Дополнение к жалобе Ознакомившись с ответами командования войсковой части 52929 на внесенные 22 военной прокуратурой армии войсковой части 56681 представленные представления по результатам рассмотрения моих обращений, я не согласен с теми обстоятельствами, которые были установлены командованием войсковой части 52929 при рассмотрении представлений. В частности, проведенным разбирательством при рассмотрении представления исх. № № 1264 от 20.10.2017 г. командованием дивизии установлено, что сержант Жуков А.О. в период с 2013 года по 2015 год неоднократно игнорировал требования командования по проведению вакцинации и на вакцинацию против вирусного клещевого энцефалита не являлся. По данному поводу могу пояснить, что я действительно не прибывал на вакцинации по причине того, что у меня имеется аллергия на медицинские препараты и аллергические реакции на профилактические прививки, которые мне противопоказаны врачами. О данных аллергических реакциях известно врачу части и командованию воинской части, так как в медицинской книжке имеется соответствующая запись. Также согласно ответу командования после укуса меня энцефалитным клещом 3.06.2015 г, на прием к инфекционисту военного госпиталя прибыл только спустя 1,5 месяца. Данное обстоятельство не соответствует действительности. Суть дела, 3 июня 2015 года я почувствовал сильную боль и жжение в области правого бедра. При осмотре обнаружил сильное покраснение и присосавшегося клеща на своем теле, в связи с этим обратился в приемное отделение войсковой части 46197. Дежурный врач Урванцева С.В.…

Военному прокурору 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 полковнику юстиции Аханову С.Ю.

от Жукова А.О., проживающего по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Лазурная, д. 22, кв. 11, а также в ЗАТО Сибирский, ул. Кедровая, д. 17а, кв. 97, тел. 8-913-252-02-02

Дополнение к жалобе

Ознакомившись с ответами командования войсковой части 52929 на внесенные 22 военной прокуратурой армии войсковой части 56681 представленные представления по результатам рассмотрения моих обращений, я не согласен с теми обстоятельствами, которые были установлены командованием войсковой части 52929 при рассмотрении представлений. В частности, проведенным разбирательством при рассмотрении представления исх. № № 1264 от 20.10.2017 г. командованием дивизии установлено, что сержант Жуков А.О. в период с 2013 года по 2015 год неоднократно игнорировал требования командования по проведению вакцинации и на вакцинацию против вирусного клещевого энцефалита не являлся. По данному поводу могу пояснить, что я действительно не прибывал на вакцинации по причине того, что у меня имеется аллергия на медицинские препараты и аллергические реакции на профилактические прививки, которые мне противопоказаны врачами. О данных аллергических реакциях известно врачу части и командованию воинской части, так как в медицинской книжке имеется соответствующая запись.

Также согласно ответу командования после укуса меня энцефалитным клещом 3.06.2015 г, на прием к инфекционисту военного госпиталя прибыл только спустя 1,5 месяца. Данное обстоятельство не соответствует действительности. Суть дела, 3 июня 2015 года я почувствовал сильную боль и жжение в области правого бедра. При осмотре обнаружил сильное покраснение и присосавшегося клеща на своем теле, в связи с этим обратился в приемное отделение войсковой части 46197. Дежурный врач Урванцева С.В. оказала мне помощь в извлечении клеща. На этом мое медицинское обеспечение было закончено. Лечение не назначалось, записи и рекомендации по лечению и направлению к специалистам в медкнижке не указаны. По моей просьбе дежурный врач Урванцева С.В. отдала мне извлеченное тело клеща для исследования в вирусологической лаборатории г. Барнаула ул. Гоголя 28.

В представлении об устранении нарушения закона от 20 октября 2017 года исх.№1264 установлено проверкой — врачом Урванцевой С.В. мер по

лабораторному исследованию клеща на наличие в нем вирусов, организовано не было, что обусловило мое самостоятельное обращение в Аккредитованный Испытательный Лабораторный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае», которым 5.06.2015 года по результатам исследования клеща, изъятого 03.06.2015 г. у меня обнаружен антиген вируса Клещевого Энцефалита.

Иммуноглобулин мне не поставили, так как дежурный врач Урванцева С.В., объяснила, что у них он просроченный и мне ничем не могут помочь, когда привезут нормальный, никто не знает, его в округе нет.

4 июня 2015 года я доложил начальнику штаба батальона боевого обеспечения майору Калмыкову К.О. о том, что я обращался в госпиталь по поводу укуса клеща, он мне разрешил убыть в г. Барнаул в Аккредитованный Испытательный Лабораторный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае», ул. Гоголя 28 для сдачи клеща на анализ, за свои деньги в вирусологическую лабораторию я сдал на анализ тело клеща.

4 июня 2015 года в 16:10 местного времени мне позвонили из лаборатории и сообщили, что в привезенном мною клеще обнаружен антиген вируса Клещевого Энцефалита.

5 июня 2015 года Аккредитованный Испытательный Лабораторный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае», я получил результат исследований методом ИФА №760 антиген вируса Клещевого Энцефалита в клеще обнаружен.

Мне пришлось платно сделать уколы иммуноглобулина в гражданской больнице, так как госпиталь в постановке мне иммуноглобулина отказал, ввиду его отсутствия.

15.12.2015 на Ваш ответ 10.12.2015 № 1753 Скударнов ответил, что иммуноглобулина в наличии в госпитале нет. Как его не было в госпитале, если проверкой 455-Ж было установлено, что иммуноглобулин в госпиталь поступил 06.04.2015 в количестве 800 доз со сроком годности до июля 2015 года. В полки они выдали 500 доз, а 300 доз оставалось в госпитале, но, несмотря на это, мне не введены дозы иммуноглобулина на момент укуса клеща и после обследования.

Заявку на поступление иммуноглобулина после июля 2015 года госпиталь не делал. Неизвестно по какой причине. Где госпитализация при моем обращении в приемное отделение, кто мог поставить мне диагноз, если клещ еще был не исследован на момент вирусоносительства.

Я 23.06.2015 г. обращался на прием к неврологу госпиталя Чусову А.Ю., который осмотрел меня и поставил диагноз «Данных признаков не наблюдается». Чусову А.Ю. был предъявлен анализ от 05.06.2015 г. о том, что меня укусил Энцефалитный Клещ, состояние у меня было болезненное, однако, невролог Чусов А.Ю. проигнорировал мое состояние и сделал запись в медицинской книжке о том, что данных признаков не наблюдается. К инфекционисту меня не направил, запись к инфекционисту не сделал.

С 18 июня по 17 июля 2015 г. проходил платное амбулаторное лечение и обследование в медицинском центре «Здоровье» г. Барнаула.

17.07.2015 г. я прибыл на прием к врачу инфекционисту Свешникову Ф.Е. со всеми проведенными анализами. Он осмотрел меня, назначил консультацию у ревматолога и дал освобождение на 5 суток в связи с болезнью. Состояние здоровья ухудшалось.

21.07.2015 г. я прибыл на повторный прием в поликлинику войсковой части 46197, назначенный врачом инфекционистом капитаном Свешниковым Ф.Е. Осмотрев меня, он рекомендовал госпитализацию в инфекционное отделение на 22 июля 2015 г.

22 июля 2015 г. я прибыл на стационарное лечение в инфекционное отделение, но в стационарном лечении мне отказали в связи с тем, что капитан Свешников Ф.Е. сказал, что вы не мой больной и отправил меня в госпиталь. Госпитализации не было, было устное указание командира соединения врачам не освобождать и не лечить меня, так как у командира соединения ко мне личная неприязнь. Почему так происходило, не знаю. Капитан Свешников Ф.Е. боится говорить правду, так как может пострадать сам, поэтому делал, так как ему велено. После этого я убыл в госпиталь.

Прибыв в приемное отделение, обратился к дежурному врачу, на что мне сказали вы не наш больной идите в поликлинику в инфекционное отделение, и так я ходил три раза между госпиталем и поликлиникой где меня везде «футболили».

22.07.2015 г. в 16.00 я позвонил матери – Жуковой О.Н., после звонка матери в госпиталь дежурном врачу Гордеенко о том, что не принимают ее сына она пойдет в прокуратуру, меня сразу пригласили на осмотр к дежурному врачу Гордеенко, в чем есть запись в медицинской книжке, вызвала врачей невролога, хирурга. Терапевт, капитан медицинской службы Федоренко Т.В. осмотрев меня, назначает прием на 23.07.2015 г. осматривает меня, где дает освобождение с 25 по 27 июля 2015 г. и при этом созванивается с Новосибирским госпиталем.

28 июля 2015 г. мне назначена врачом Федоренко Т.В. консультация начальника инфекционного отделения ФГКУ «425 ВГ» (г. Новосибирск).

28 июля 2015 г. я прибыл в ФГКУ «425 ВГ», где осмотрен начальником инфекционного отделения этого госпиталя, которым рекомендовано направить меня на обследование в ФГКУ «425 ВГ» в плановом порядке. В тот же день я прибыл обратно в военный госпиталь ЗАТО Сибирский к капитану Федоренко Т.В., которая мне сделала запись в медицинской книжке предоставить освобождение на 6 дней и сделать запрос на госпитализацию в ФГКУ «425 ВГ» на 01.08.2015 г.

01.08.2015 г. я стоял в наряде по КПП № 1, сменившись с которого 03.08.2015 г. я с повышенной температурой тела обратился к врачу поликлиники Ивлеву И.Е., которым был направлен на консультацию к врачу инфекционисту госпиталя. В тот день инфекционист меня так и не принял, поскольку как мне стало известно со слов матери, командир дивизии генерал-майор Талатынник С.А. приказал врачам меня не госпитализировать.

Почему меня не госпитализировали, несмотря на рекомендацию врача инфекциониста ФГКУ «425 ВГ», почему не было рекомендаций и записей в медицинской книжке дежурного врача и других врачей для дальнейшего

прохождения лечения, консультации инфекциониста и госпитализации в инфекционное отделение. Все было пущено на самотек. Своей проблемой я должен был заниматься сам, сам себя лечить и обследовать. Начальник инфекционного отделения капитан Свещников Ф.Е. препятствовал госпитализации в его отделение.

В ответе 22 военной прокуратуры № 760 от 21.06.2018 года указано о том, что Вами проводилась проверка, были выявлены нарушения касающиеся оказания мне медицинской помощи после укуса энцефалитным клещом. Командиру войсковой части 52929 внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указано, что каких-либо уведомлений со стороны госпиталя в адрес командования дивизии по факту укуса меня энцефалитным клещом, а также справок о наступлении страхового случая не направлялось. Кроме того, проверкой также установлено, что, несмотря на неоднократно выписанные направления на мою госпитализацию, они остались не реализованными по независящим от меня причинам.

В частности выписанное 05.10.2015 за исх.№2025 направление на госпитализацию осталось не реализованным по причине отказа в его подписи ВрИО командира ББО майором Калмыковым К.О. Госпитализация в госпиталь ФГКУ «425 ВГ» г. Новосибирска была назначена на 06.10.2015 г.

Зная о моем болезненном состоянии, несмотря на выписанное ранее направление, 06.10.2015 г. в отношении меня была проведена аттестационная комиссия на предмет увольнения меня по невыполнению условия контракта (НУК). А так же 8 и 14 октября 2015 года я назначался в суточные наряды по КПП №2 войсковой части 52929.

Выписанное 30.10.2015 г. за исх. № 3002 направление с датой госпитализации меня в госпиталь ФГКУ «425 ВГ» г. Новосибирска на 02.11.2015 г. осталось так же не реализованным, по причине издания командиром войсковой части 52929 приказа №94 от 02.11.2015 г. об увольнении меня с военной службы по НУК. Зная о моем заболевании — укус энцефалитного клеща, которое я получил в период прохождения военной службы, командир войсковой части 52929 подписал приказ на увольнение меня по НУК. При этом он ввел в заблуждении командующего армии, не доложив о моей травме (укус энцефалитного клеща). Разбирательство о факте получения травмы по настоящее время не проведено.

Так же, одно из направлений на госпитализацию в ФГКУ «425 ВГ» было выписано мне после издания приказа о моем увольнении с военной службы по НУК, о котором я даже не был уведомлен. Данные факты при рассмотрении представления были командованием дивизии проигнорированы и остались не исполненными.

Согласно указанным направлениям на госпитализацию меня, командование ББО и ОМедб достоверно располагало сведениями о наличии у меня увечья (травмы) в виде укуса энцефалитного клеща.

Однако, командование войсковой части 52929 проигнорировало необходимость отправить меня на лечение, обследования по заболеванию в госпиталь ФГКУ «425 ВГ» г. Новосибирска и проведения законной военно-врачебной комиссии не предоставив документов для оформления страховой

выплаты в связи с наступлением страхового случая, обусловленного укусом энцефалитного клеща, справки воинской части об обстоятельствах наступления страхового случая.

Объявленные мне дисциплинарные взыскания считаю незаконными, так как применены ко мне ввиду предвзятого отношения со стороны командования дивизии и батальона. Данная мне в отзыве аттестационного листа характеристика моей личности не соответствует действительности, поскольку противоречит выводам и заключению начальников о несоответствии должности и увольнению по несоблюдению условий контракта со стороны военнослужащего. Предыдущий командир батальона Попов А.В. и командир роты Малин Е.И. дали мне объективную положительную характеристику, а действующий командир батальона Выпов Е.А. и командир роты Плюснин, которые были в должности всего 10 дней, указали отрицательную характеристику.

В соответствии с приказом МО РФ от 17.12.2012 г. № 3733 нельзя представлять к увольнению не долеченного и не до обследованного военнослужащего не дождавшись результатов лечения, обследования и результатов ВВК. Тем самым были существенно нарушены мои права на оказание безвозмездной квалифицированной медицинской помощи, а также по выплате в связи с полученным увечьем (перенесенным заболеванием) страховой суммы.

Также не были проведены расследования фактов причинения вреда здоровью по моей травме ( перелом руки) по настоящее время.

22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 № 203 от 15 марта 2018 года указано о том, что Вами проводилась проверка исполнения должностными лицами войсковой части 52929, 18 отдельного медицинского батальона (ОМедБ) законодательства в сфере защиты жизни и здоровья военнослужащих, а также оформления и производства необходимых выплат, предусмотренных по случаю наступления страховых случаев.

Как установлено проверкой 03 февраля 2015 года в ОМедБ (командир- подполковник м/с Скударнов А.Е.,) по факту травмы — Перелом проксимального метафиза 5 пястной кости правой кисти с незначительным смещением костных отломков) я обратился к врачу части Стройкиной А.К.. где был диагностирован Ушиб в области 5 пястной кости правой кисти. Перелом? Необходимая мне медицинская помощь не оказана, в связи с чем я был вынужден обратиться в КГБУЗ «Городская больница имени Л.Я.Литвиненко г. Новоалтайск» травматологический пункт, сделан ренгенологический снимок где на снимке определяется — Перелом проксимального метафиза 5 пястной кости правой кисти с незначительным смещением костных отломков).Была наложена гипсовая повязка, даны рекомендации на амбулаторное лечение.

Согласно медицинской книжке моей и других документов 04 февраля 2015 года а также в последующие дни я обращался за медицинской помощью в ОМедБ, в ходе рентгенологического обследования определен- Перелом проксимального метафиза 5 пястной кости правой кисти с незначительным смещением костных отломков

Вместе с тем, по результатам осмотра и обследования надлежащих мер по оказанию медицинской помощи мне не принималось, лечение не назначалось и не оказывалось. Освобождений от исполнения обязанностей военной службы не выдавались, с травмой руки я ходил на службу. Это подтверждается фактом предвзятого отношение ко мне со стороны командования. Факт моей травмы руки врач части Стройкина А.К. скрыла от командования войсковой части 52929 и 46197 ( 18 отдельный медицинский батальон ) за то, что не предоставила доклад (согласно ее объяснению данного в ходе разбирательства в воинской части) начальнику госпиталя о наличии у меня перелома руки. Соответствующего уведомления (сообщения. справки) о наличии страхового случая командованию воинской части не направлялось.

Согласно материалов проведенного должностными лицами войсковой части разбирательства командование и должностные лица ББО (бывшие командир батальона –подполковник Попов А.П., начальник штаба батальона – майор Калмыков К.О.. и ОМедБ достоверно располагали сведениями о наличии у меня Жукова А.О., увечья (травмы) в виде перелома проксимального метафиза 5 пястной кости правой кисти с незначительным смещением костных отломков, однако, несмотря на изложенное, мер по надлежащему оказанию мне медицинской помощи не принято, также как и не принято мер по оформлению справки воинской части об обстоятельствах наступления страхового случая, справки военно-врачебной комиссии о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом, и соответственно, представлению их в страховую компанию. За это расследование – травмы руки я получил от командира ББО два взыскания, которые документально ранее прилагались к жалобе.

Командиру войсковой части 52929 внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указано, что каких-либо уведомлений со стороны госпиталя в адрес командования дивизии по факту травмы, а также справок о наступлении страхового случая не направлялось. Кроме того, проверкой установлено, что должностными лицами ББО и ОМедБ существенно нарушены мои права на оказание безвозмездной квалифицированной медицинской помощи, а также по выплате в связи с полученным увечьем (перенесенным заболеванием) страховой суммы. По настоящее время не принято ни каких мер.

Кроме того, считаю, что имеются все основания для предостережения о недопустимости нарушения закона врача Стройкиной А.К. за то, что не предоставила доклад (согласно ее объяснению данного в ходе разбирательства в воинской части) начальнику госпиталя о наличии у меня перелома руки. За недобросовестное исполнение своих должностных обязанностей пусть врач воинской части Стройкина А.К., и командование войсковой части 52929 по факту сокрытие травмы руки (Перелом проксимального метафиза 5 пястной кости правой кисти с незначительным смещением костных отломков) принимают меры по реализации моего права на получение страховой выплаты, оформлению справки воинской части об обстоятельствах наступления страхового случая, справки военно-врачебной комиссии о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного

застрахованным лицом, и соответственно, представлению их в страховую компанию.

Прошу отменить приказ о моем увольнении с военной службы, восстановить меня на военной службе, законно отправить меня на лечение и до обследования в ФГКУ «425 ВГ», провести мне законно военно-врачебную комиссию, оформить документы: справки воинской части об обстоятельствах наступления страхового случая, справки военно-врачебной комиссии о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом, и соответственно, представлению их в страховую компанию.

«___» __________ 2018 г. __________ ЖуковА.О.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ:

ВВК — ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О статусе военнослужащих»
«»Статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь —— 1. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

В соответствии с п. 15 ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 02.01.2015) «Вопросы прохождения военной службы», исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).
——-Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части
…….
15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

Если не согласиться на исключение из списков без предоставления жилья, то могут зачислить в распоряжение до предоставления жилого помещения…

1. ПРАВО ВЫБОРА СТАТЬИ УВОЛЬНЕНИЯ
1. п. «г» ч. 1 ст. 51 Закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины включительно, подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья — в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе.

Как установлено ч. 11 ст. 34 Положения, при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию.

2. вопрос о невозможности дальнейшего прохождения службы (увольнении по болезни или ограниченному состоянию здоровья) решается соответствующей ВВК оформляется 1.СВИДЕТЕЛЬСТВОМ о болезни и 2. СПРАВКОЙ . ——-— В силу подпункта «г» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих,——В соответствии с пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья с формулировкой «военная травма» (( на основании справки о травме, выданной командиром воинской части ))((В справке о травме на основании материалов служебной проверки указываются обстоятельства, при которых сотрудник получил увечье, и его связь с исполнением служебных обязанностей.))-— Под формулировку «военная травма» подпадает увечье, заболевание, если оно получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) , если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). ————Возникновение же у освидетельствуемого в период прохождения военной службы заболевания, увечья в результате несчастного случая является основанием для заключения о причинной связи с формулировкой «заболевание получено в период военной службы». УЧИТЫВАЕТСЯ —-при установлении причинной связи увечья, заболевания военно-врачебная комиссия выносит заключение на основании справки о травме и (или) заключения служебной проверки об обстоятельствах получения увечья (( ПРОВЕРКА НА СООТВ, Статья 339. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами))) , заболевания, а также первичных медицинских документов, составленных на момент получения увечья, заболевания.

3. В ПМО 660 часть статей увольнения обязательно прохождение ВВК , а часть на усмотрение командира

4. Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 565 от 4 июля 2013 г.
——-в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14.07.2010 N 523.—
Приказ МВД России от 14.07.2010 N 523 (ред. от 26.08.2013)

ФСБ Инструкции о военно-врачебной экспертизе в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках (п. п. 74, 99, 110) (в ред. Приказа ФСБ РФ от 23.03.2009 N 108)

Обследование и освидетельствование военнослужащих, ППРФ 565
————Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2016 г. № 55 «Об организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил Российской медицинское освидетельствование» (не вступил в силу)

5. ОБЖАЛОВАНИЕ: В силу п. 9 Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд. Аналогичные положения содержатся в п. 8 Постановления Правительства РФ от 28.07.2008 N 574.

Согласно п. 404 Инструкции, при несогласии гражданина с заключением ВВК (ВЛК) он имеет право на обжалование заключения ВВК (ВЛК) в порядке, установленном пунктом 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, в том числе на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.

6. Указание начальника ГВМУ МО РФ от «14» марта 2011 г.
№ 161/2/2/300 ( документы, книжки и др при отражении в госпиталь)

ПОРЯДОК
организации амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи гражданам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации

2. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на бесплатную медицинскую помощь в ВМУимеют следующие категории граждан:

— военнослужащие по призыву;
— граждане, призванные на военные сборы;
— офицеры ;
— прапорщики (мичманы);
— военнослужащие по контракту (остальные категории);

II. АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

9. Прикрепление на медицинское обеспечение к амбулаторно-поликлиническим филиалам и структурным подразделениям ВМУ военнослужащих по контракту, членов семей офицеров, лиц гражданского персонала осуществляется на основании списков, представляемых (уточняемых) ежегодно к 1 декабря текущего года командованием воинских частей, заверенных гербовой печатью.

10. При наличии в штате воинской части медицинской службы, имеющей штатный врачебный персонал, личный состав прикрепляется к ВМУ для оказания консультативно-диагностической помощи.

III. СТАЦИОНАРНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

37. Для оказания бесплатной стационарной медицинской помощи в ВМУ контингента, указанные в пунктах 7 — 10 настоящего Порядка, принимаются при наличии документов:

Для военнослужащих по контракту:

1.удостоверения личности военнослужащего;
2.направления командира воинской части на стационарное лечение (форма № 22 к Правилам);
3.медицинской книжки с заключением врача;
4.выписки из приказа командира части об убытии на стационарное лечение.

7. В соответстствии с письменным ходатайством или заключением врача о необходимости проведения ВВК для определения годности к военной службы или списания на берег командир части даёт вам направление на прохождение ВВК.

Таким образом, вам необходимо получить медицинские документы или справку с желательной записей врача о необходимости проведения ВВК. Кроме того, вы можете подать письменный рапорт или заявление начальнику лечебного учреждения о направлении ходатайства в адрес командира о направлении вас на ВВК. Кроме того, вам в обязательном порядке необходимо подать письменный рапорт командиру части о направлении вас на ВВК для определения категории годности для прохождения военной службы и в плавсоставе в связи с заболеванием и ухудшением состояния здоровья.
——Направлять имеет право начальник или его зам, наделенный правом приема и увольнения. Основания: поступление на службу, заключение контракта, перемещение по службе, увольнение,прохождение службы, военной службы в подразделениях и виде деятельности (в конкретной должности, по специальности, военно-учетной специальности)———— На ВВК надо либо писать рапорт по команде лично, либо этот рапорт пишет Ваш командир, измотанный Вашими постоянными болячками и отсутствием в этой связи на службе.
Если рапорт пишите Вы, то отказать Вам командир не имеет права — это противоречит Конституции РФ. А если инициатором ВВК является командир, то Вы можете отказаться, ибо в соответствии с той же Конституцией принудительное освидетельствование запрещено.
Решение ВВК действует 1 год, так что проходить ее чаще проблематично, но можно…

———— ПРИ НАПРАВЛЕНИИ на освидетельствование военнослужащих в мирное время в ВВК предоставляются: направление на медицинское освидетельствование с указанием цели освидетельствования; медицинская книжка; служебная и медицинская характеристики, отражающие специальность, срок службы по военно-учетной специальности и воинской должности, которую они занимают или на которую предназначаются, состояние их здоровья, мнение командования и врача воинской части о способности военнослужащих исполнять обязанности военной службы , службы по военно-учетной специальности, а также сведения о результатах диспансерного динамического наблюдения, об обращаемости за медицинской помощью, влиянии исполнения обязанностей военной службы на состояние здоровья, и предварительный диагноз — на офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу в плавсоставе, в условиях повышенного давления воздушной и водной среды, службу с РВ, ИИИ , КРТ, источниками ЭМП и лазерного излучения, микроорганизмами I — II групп патогенности, и военнослужащих с признаками психических расстройств; справка о травме выданная командиром воинской части на лиц, указанных в пункте 354 настоящей Инструкции, или другие документы, содержащие сведения об обстоятельствах получения увечья; заверенные в установленном порядке копии документов на лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в действиях подразделений особого риска, на лиц, проходящих (проходивших) военную службу в государствах, где велись боевые действия, подтверждающие их участие в указанных событиях, а также выписки из личных дел о сроках выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии — 1 месяц за 3 месяца) с указанием номеров приказов командиров воинских частей, дат прибытия в регион и убытия из него.

2. ВЫБОР ГОСПИТАЛЯ для прохождения ВВК — право командира. Обычно на ВВК посылают в ближайший к части военный госпиталь. Если таковых несколько, то могут отправить в любой…
Существует процедура (по необходимости) перевода больного из одного госпиталя в другой помимо желания командира. Это решают уже медики

8. Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2016 г. № 55 «Об организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил Российской Федерации, на медицинское освидетельствование» (не вступил в силу)
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71252890/..
—-. Направление на медицинское освидетельствование военнослужащих проводится в целях определения:

а) категории годности к военной службе*(2);
б) годности к военной службе в роде войск Вооруженных Сил, военной службе (обучению) по военно-учетной специальности, военной службе (обучению) в соответствующей воинской части (подразделении)*(3);
в) годности к поступлению в конкретное военно-учебное заведение по конкретному профилю обучения*(4);
г) годности к военной службе в спецсооружениях*(3);
д) годности к работе с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП и лазерного излучения, микроорганизмами I, II групп патогенности*(3);
е) годности к подводному вождению танков и других машин*(3);
ж) годности к прохождению военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных районах, в иностранных государствах, в том числе в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями*(5);
з) возможности прохождения военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС*(5);
и) возможности выполнения работ на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС*(5);
к) необходимости предоставления диетического и (или) дополнительного питания*(3);
л) тяжести увечья*(3);
м) необходимости обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), бесплатным санаторно-курортным лечением при направлении на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях*(6);
н) необходимости обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., санаторно-курортным лечением*(7);
о) необходимости обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и курсантов военно-учебных заведений бесплатным санаторно-курортным лечением*(8);
п) необходимости проезда освидетельствованного военнослужащего и сопровождающих его лиц воздушным, железнодорожным, водным или автомобильным (за исключением такси) транспортом в зависимости от состояния его здоровья, потребности в медицинской помощи и постороннем уходе*(9);
р) необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) военнослужащего, следующего на лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию), в отпуск по болезни или к избранному месту жительства при увольнении с военной службы*(9);
с) необходимости проезда освидетельствованного военнослужащего, требующего изоляции, и сопровождающих его лиц в отдельном 4-местном купе купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий*(9).

————— Направление на медицинское освидетельствование военнослужащих осуществляется:
—-а) прямыми начальниками от командира отдельной воинской части (начальника (руководителя) организации Вооруженных Сил) и выше;
б) начальником Главного центра военно-врачебной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации, начальниками филиалов (отделов филиалов) Главного центра;
—-в) военными комиссарами субъектов Российской Федерации, начальниками гарнизонов/

НАПРАВЛЕНИЕ
на медицинское освидетельствование

Угловой штамп Начальнику (руководителю)
воинской части __________________________________
(центрального органа (наименование военно-медицинской
военного управления, __________________________________
организации Вооруженных (медицинской) организации)
Сил)

НАПРАВЛЕНИЕ
на медицинское освидетельствование

1. Направляется на медицинское освидетельствование для определения
_________________________________________________________________________
(цель медицинского освидетельствования,
_________________________________________________________________________
причина направления: заключение нового контракта, для прохождения
_________________________________________________________________________
военной службы, предстоящее увольнение с военной службы
_________________________________________________________________________
по организационно-штатным мероприятиям, по достижении предельного
_________________________________________________________________________
возраста пребывания на военной службе и другие причины)
_________________________________________________________________________
(воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), день, месяц, год
_________________________________________________________________________
рождения освидетельствуемого, воинская должность, специальность)
_________________________________________________________________________
2. Призван на военную службу _______________________________________
(день, месяц, год призыва
_________________________________________________________________________
на военную службу, наименование призывной комиссии
_________________________________________________________________________
муниципального образования субъекта Российской Федерации)
3. Поступил на военную службу по контракту _________________________
(день, месяц, год
_________________________________________________________________________
поступления на военную службу по контракту,
_________________________________________________________________________
наименование воинской части (организации Вооруженных Сил),
_________________________________________________________________________
осуществившей отбор на военную службу по контракту)
4. Контракт заключен до ____________________________________________
(день, месяц, год)
Заключение военно-врачебной комиссии прошу направить
_________________________________________________________________________
(наименование и почтовый адрес воинской части (центрального органа
_________________________________________________________________________
военного управления, организации Вооруженных Сил)
Командир (руководитель, начальник) _________________________________
(воинское звание, подпись,
_________________________________________________________________________
инициал имени, фамилия)
М.П.

В Московский окружной военный суд (через Курский гарнизонный военный суд)
305000, г. Курск, ул. Сонина, 4 000000 Максим Викторович,
прож-й по адресу: 396790 Воронежская область, г. Богучар, ул. Радченко, 000 тел :+76, 97 Email:

ЧАСТНАЯ ЖАЛОБА на определение гарнизонного суда

.
20 марта 2018г. определением Курского гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления 000000 Максима Викторовича о пересмотре решения от 19.09.2017г. по вновь открывшимся обстоятельствам было отказано.
С данным определением суда не согласен полностью по следующим основаниям:
1. Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 8 — 11 Постановления от 11.12.2012 N 31 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений» разъяснил, что перечень оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, содержащийся в ч. ч. 3 и 4 ст. 392 ГПК РФ, является исчерпывающим. Исходя из положений, закрепленных в ч. 2 названной статьи, вновь открывшиеся и новые обстоятельства могут являться основанием для пересмотра судебного постановления, если они имеют существенное значение для правильного разрешения дела (п. 8).
2. Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе. Ст. 59 КАС РФ указывает на то, что доказательство представляет собой единство сведений о фактах и процессуального источника. Не содержащий в себе сведений о фактах, имеющих отношение к административному делу, документ также не будет письменным доказательством. Образующие признаки доказательств: 1) в доказательствах содержатся сведения о фактах; 2) сведения о фактах — это сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; 3) сведения о фактах должны быть «собраны на» предусмотренный законом источник; 4) в предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве доказывании сведения о фактах вовлекаются в определенном законом порядке. Сведения о фактах — это содержание доказательства — данные (информация), имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. От этого доказательства зависит законность и обоснованность решения суда, решение должно основываться только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
3. На основании заключения ВВК поликлиники №1 ФГКУ «416 военный госпиталь» МО РФ от 28.07.2017г., которое явилось предметом рассмотрения административного иска, я был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Данное заключение ВВК, согласно п.8 Постановления Правительства РФ № 565 от 04.07.2013г. «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизы» о категории годности к военной службе, о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее. По направлению начальника ф-ла №1 ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» МО РФ № 2/1/1474 от 13.09.2017г. впоследствии мне было выдано новое утвержденное заключением ВВК свидетельство о болезни №124 — Т от 21.12.2017г. хирургической ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России, на основании которого у меня была установлена категория годности В – ограниченно годен к военной службе.
4. Данное обстоятельство является вновь открывшимся для административного истца, и судебное решение Курского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2017г. по административному иску № 2А-61/2017 прапорщика Шестакова Максима Викторовича об оспаривании действий командиров в/ч 89425, 34670, 54046 подлежит пересмотру, ввиду того, что и суд 1-й инстанции и суд апелляционной инстанции ссылались на положение ст. 43 ФЗ-53 от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе» — назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляется в порядке, установленным Положением о порядке прохождения военной службы. п.15 ст. 11 данного Положения установлено, что назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:
а) по служебной необходимости;
б) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
в) для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;
г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
д) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);
е) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).
5. При рассмотрении административного искового заявления в Курском гарнизонном военном суде истец Шестаков М.В. указывал на рапорт от 25.11.2016г., на основании которого, своего согласия на назначение на какую-либо должность он не давал. Новая должность подразумевает направление прапорщика Шестакова М.В. на переосвидетельствование о годности к военной службе по конкретной военно-учетной специальности, службе по специальности в соответствии с занимаемой должностью. Данная категория 25.12.2017г. была изменена на В утвержденным вышестоящим заключением ВВК свидетельством о болезни №124 — Т от 21.12.2017г. хирургической ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России, что не позволяет административному истцу принять должность на военной службе, и вообще продолжать саму службу в целом, ввиду того, что командир по новому месту службы считает ее для 0000000 М.В. нецелесообразной.
6. Суд же, отказывая в удовлетворении заявления по вновь открывшимся обстоятельствам административному истцу, неверно истолковал материальное право, сославшись на то, что вышестоящее заключение ВВК свидетельства о болезни №124 — Т от 21.12.2017г. хирургической ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России должно было содержать указания на отмену заключения ВВК от 28.07.2017г., что противоречит п.8 Постановления Правительства РФ № 565 от 04.07.2013г. «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизы».
На основании изложенного, в соответствии со ст. 313-316 КАС РФ,

ПРОШУ

:
1. Отменить определение Курского гарнизонного военного суда от 20 марта 2018г. по заявлению о пересмотре судебного решения Курского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2017г. по административному исковому заявлению прапорщика 000000 М.В., военнослужащего по контракту, об оспаривании действий командиров в/ч 00005, 00000, 000006 , связанных с назначением на новую воинскую должность полностью и разрешить вопрос по существу.
Приложение:
« 02» апреля 2018г.


Направление военнослужащего на ВВК — право или обязанность командира? 


На практике нередко возникают споры между командованием части и военнослужащим, суть которых сводится к решению вопроса о правомерности направления военнослужащего на обследование военно-врачебной комиссией. В этой связи хотелось бы отметить следующее. 

Право на охрану здоровья военнослужащих установлено ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», нормами гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. 

Условия и порядок направления военнослужащих на медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе регламентированы Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (с последующими изменениями). 

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. Однако следует выяснить, что понимается под «заботой о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих», кем и посредством каких мероприятий данная забота должна осуществляться, в каких случаях у командира возникает такая обязанность. 

Ведя речь о формах реализации обязанности командира заботиться о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих, следует отметить, что военное законодательство четко устанавливает исчерпывающий перечень событий, когда командир (начальник) обязан направить военнослужащего и членов его семьи на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (ВВК). 

Полномочия командиров по направлению на освидетельствование определяются п. 124 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 20 августа 2003 г. N 200 (с изменениями от 2 августа 2004 г.). — ОТМЕНЕН!!!!  пользуемся : Методические рекомендации ГЦ ВВЭ МО РФ от 5 марта 2015 г. №1/1/166 «Об организации военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 

Направление на освидетельствование может быть подписано командиром, начальником штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника). 

Для наиболее всестороннего исследования данного вопроса целесообразно рассмотреть права и обязанности командования части по направлению военнослужащего и членов его семьи на медицинское обследование при выполнении мероприятий, предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы (далее — Положение). 

При заключении военнослужащим нового контракта. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде. По рассмотрении рапорта, в соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 6 Положения командир воинской части должен дать указание о проведении медицинского освидетельствования кандидата. Данное требование является императивным, а потому обязательным к исполнению командиром (начальником). 

В отличие от указанного случая в соответствии с п. 6 ст. 10 Положения решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его состояния здоровья, а потому, при необходимости, указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии. Соответственно требование военнослужащего, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и желающего заключить новый контракт, основанное только на волеизъявлении самого военнослужащего, командир вправе оставить без удовлетворения. 

При переводе к новому месту военной службы. Согласно п. 2 ст. 15 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность. Непосредственно из формулировки рассматриваемого основания перевода следует, что он правомерен постольку, поскольку необходимость в нем имеет служебный характер, вызвана интересами службы. Осуществление перевода к новому месту службы по служебной необходимости без согласия военнослужащего можно считать общим правилом данного вида перевода. Однако командир обязан при переводе учесть те случаи, когда в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии прохождение военной службы в местности, куда осуществляется перевод, невозможно для военнослужащего и/или членов его семьи (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним). Перечень медицинских противопоказаний установлен приложением N 13 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы только для отдельных районов и местностей с неблагоприятными климатическими условиями. 

Таким образом, при решении вопроса о переводе того или иного военнослужащего к иному месту службы командир (начальник) должен выяснить у него данные обстоятельства. При этом обязанности командира направлять на медицинское освидетельствование родственников данного военнослужащего не возникает: сам военнослужащий должен доказать командованию невозможность такого перевода, для чего написать рапорт с просьбой о направлении его и/или членов его семьи на медицинское освидетельствование для проведения соответствующей военно-врачебной экспертизы. Только утвержденное заключение соответствующей экспертизы является основанием для признания военнослужащего негодным к прохождению военной службы в данной местности. В случае если такое заключение не будет получено или уведомленный о готовящемся переводе военнослужащий не обратится к командованию с такой просьбой, командир уполномочен представить соответствующему начальнику, имеющему право издания приказа о переводе к новому месту службы, необходимые документы на подчиненного. 

Рассматривая отдельный вид перевода — перевод в порядке плановой замены, т. е. перевод в местности, где установлен срок военной службы, — следует отметить, что согласно п. 7 Руководства по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, медицинское освидетельствование военнослужащих, а также членов их семей для установления возможности прохождения военной службы (проживания) в местностях, где установлен срок военной службы, производится на основании рапортов военнослужащих о наличии у них или членов их семей заболеваний, препятствующих прохождению военной службы (проживанию в этих местностях). Согласно абз. 2 ст. 182 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы наличие у членов семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, болезней или дефектов развития, требующих длительного (более 12 месяцев) лечения в специализированных медицинских учреждениях или обучения (воспитания) в специальных учебных заведениях, которые отсутствуют в местностях, куда переводится военнослужащий, является противопоказанием к проживанию членов семьи военнослужащего в этих местностях. 

Непредставление командиром военнослужащему, членам его семьи возможности прохождения ВВК на предмет годности к прохождению военной службы в местностях, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации» от 5 июня 2000 г. N 434, равно как неуведомление военнослужащего о готовящемся переводе, является основанием для отмены как приказа соответствующего начальника о переводе, так и изданного на его основе приказа об исключении из списков личного состава воинской части. Именно на наличие данных обстоятельств, предшествующих переводу, обращают внимание военные суды при рассмотрении подобных дел. 

Таким образом, осуществляя подбор военнослужащих для направления в местности, где установлен срок военной службы, командир обязан предоставить время и возможность военнослужащему для написания соответствующего рапорта, а не просто поставить последнего перед фактом, ознакомив с приказом уполномоченного начальника о переводе. 

При увольнении военнослужащих. Согласно подп. «а» п. 21 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. N 350 (с изменениями от 20 ноября 2004 г.) командир (начальник) воинской части обязан за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта направить военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию. Таким образом, в направлении на ВВК военнослужащему не может быть отказано при увольнении по указанным основаниям, если он подал соответствующий рапорт. 

Командир вправе, не учитывая мнения военнослужащего, уволить его досрочно при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность), однако увольнение производится не в связи с состоянием здоровья военнослужащего, а в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения. Следовательно, командир (начальник), учитывая деловые качества и состояние здоровья конкретного военнослужащего, уполномочен принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование по своей инициативе, однако военнослужащий вправе отказаться от такого направления. 

Нередко на практике встречаются ситуации, когда военнослужащий подает командиру рапорт с просьбой направить его на ВВК, обосновывая это резким ухудшением здоровья, плохим самочувствием и т. д. Дожидаясь наступления срока для принятия решения по своему рапорту, данный военнослужащий обращается за защитой своего права в военный суд с заявлением, в котором обжалует отказ командования в подписании направления на медицинское освидетельствование или непринятие решения по его рапорту. 

Точка зрения, согласно которой любой военнослужащий в целях получения направления на освидетельствование вправе обратиться с рапортом в порядке подчиненности (по команде), т. е. сначала, как правило, к своему непосредственному начальнику, существует в теории права — «Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы» (М., 2001. С. 544), а также в практике некоторых правоохранительных органов (например, у некоторых судей Одинцовского гарнизонного военного суда Московской области). Однако следует отметить, что данная точка зрения не представляется в полной мере соответствующей требованиям действующего военного законодательства, поскольку указанному праву военнослужащего не всегда корреспондирует обязанность командования направить его на ВВК. 

Представителям командования следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Таким образом, заявитель обязан доказать, какая обязанность командования не была выполнена, какие его права были нарушены. 

Как было отмечено ранее, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. Под сохранением и укреплением здоровья военнослужащих понимается обязанность командира выполнять мероприятия, указанные в гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно в ст. 327: проведение мероприятий по оздоровлению условий службы и быта; систематическое закаливание, регулярные занятия физической подготовкой и спортом; осуществление санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий. При этом в рамках лечебно-профилактических мероприятий проводятся диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих. Следует обращать внимание на то, что именно лечение военнослужащих является обязанностью командира, в то время как согласно п. 2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации военно-врачебная экспертиза (ВВЭ) в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится в мирное и военное время в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий) (далее — увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов) (далее — причинная связь увечий, заболеваний). 

Таким образом, проведение ВВЭ не преследует цели вылечить военнослужащего. Следовательно, организация, направление и проведение медицинского обследования военнослужащего по его рапорту обязанностью командира не является. 

Обязанность командира направить своего подчиненного на ВВК возникнет только в случае, предусмотренном п. 83 вышеназванной Инструкции, т. е. если необходимо произвести: 

— определение категории годности к военной службе, годности к службе в ВДВ, плавсоставе, морской пехоте, спецсооружениях, а также к обучению (службе) по отдельной военно-учетной специальности; 

— определение годности к поступлению в училища, военно-учебные заведения; 

— определение годности к обучению на военной кафедре граждан, обучающихся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее — образовательное учреждение), изъявивших желание заключить контракт об обучении по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре, а также граждан из числа студентов, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса и оканчивающих образовательное учреждение; 

— определение годности к военной службе с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП и лазерного излучения, микроорганизмами I — II групп патогенности; 

— определение годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; 

— определение годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — к работе) в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом; 

— определение тяжести увечья у военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы; 

— определение причинной связи полученных гражданами увечий, заболеваний с прохождением ими военной службы, военных сборов; 

— определение категории годности граждан, проходивших военную службу, на момент увольнения их с военной службы; 

— определение транспортабельности (нетранспортабельности) членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к месту прохождения военной службы военнослужащими; 

— определение необходимости в длительном лечении и медицинском наблюдении в специализированном медицинском учреждении членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; 

— определение необходимости лечения членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; 

— определение необходимости продолжения госпитального лечения в санатории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, или членов их семей, а также прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более; 

— определение необходимости стационарного лечения офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения; 

— определение необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) военнослужащих, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни или к избранному месту жительства при увольнении с военной службы; 

— определение необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение; 

— определение необходимости проезда освидетельствованного и сопровождающих его лиц воздушным, железнодорожным или водным транспортом в зависимости от состояния его здоровья, потребности в медицинской помощи и постороннем уходе; 

— определение необходимости проезда больного, требующего изоляции, и сопровождающих его лиц в отдельном купе жесткого купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий. 

Если указанные цели отсутствуют, то и у командира не возникает обязанности по направлению военнослужащего на ВВК, а следовательно, поданное в суд заявление об обязании командира направить последнего на медицинское освидетельствование удовлетворению не подлежит. 

Помимо этого, следует обращать внимание на то, что командир не вправе подписать рапорт и направление на ВВК военнослужащему, находящемуся на стационарном обследовании или лечении в военно-медицинском учреждении или учреждении здравоохранения, при которых созданы ВВК, — данное право принадлежит только начальникам или главным врачам (заведующим) этих учреждений. 

Таким образом, обязанность командования направить военнослужащего на ВВК возникает не всегда, а только в определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен действующим военным законодательством. Во всех иных случаях направление на ВВК является правом командира, что в известной мере служит укреплению главного принципа строительства Вооруженных Сил Российской Федерации — единоначалия.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *