Какие льготы предоставляются военнослужащему, участвовавшему в контртеррористической операции (режим КТО)

Превью статьи:

Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.Ссылка на решение суда ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВ ЗАКАВКАЗЬЯ, ПРИБАЛТИКИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. ИЛИ ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 1. Предоставлять дополнительные гарантии и компенсации:а) согласно Приложению N 1 к настоящему Приказу — военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан;б) согласно Приложению N 2 — военнослужащим: выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей,.…

Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.
Ссылка на решение суда
 ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВ ЗАКАВКАЗЬЯ, ПРИБАЛТИКИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. ИЛИ ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ


1. Предоставлять дополнительные гарантии и компенсации:
а) согласно Приложению N 1 к настоящему Приказу — военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан;
б) согласно Приложению N 2 — военнослужащим: выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей,. выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов;
выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов);
выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах; Однако!!!!! Важно помнить что для подпункта б есть особенность : гарантии и компенсации предоставлять только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или дня отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или дня отмены решения об отнесении местности к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).—— т.е. правительство РФ принимает решение о географии ( границах), и времени » зоны» вооруженного конфликта.
Периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров соответствующих воинских частей. Т.е. без приказа оформленного должным образом, выплат и льгот не будет
И что касается зоны конфликта, и как построена структура принятия решения о формировании льгот :3. Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации:
представлять в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об отнесении местностей (в том числе за пределами Российской Федерации) к зонам вооруженного конфликта и об исключении местностей из таких зон (ГОУ);
объявлять директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации перечни воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах <*>, а также периоды выполнения каждой воинской частью таких задач (ГОМУ совместно с ГОУ); совместно с Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации готовить при необходимости проекты директив министра обороны Российской Федерации об определении сроков непрерывного прохождения военной службы различными категориями военнослужащих на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах в пределах установленныхПостановлением Правительства Российской Федерации
Приложение N 1 к Приказу министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВ ЗАКАВКАЗЬЯ, ПРИБАЛТИКИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН 1. Военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики <*> и Республики Таджикистан, выплачиваются:
1. оклады по воинским должностям и 2. оклады по воинским званиям ———в полуторном размере. ———Оклады денежного содержания в этом размере подлежат выплате со дня зачисления в списки воинской части (со дня прибытия в составе воинской части в пункт постоянной дислокации) и по день исключения из списков воинской части (по день убытия в составе воинской части из пункта постоянной дислокации) в связи с убытием с территорий государств
Причем важно понимать , на что начисляется надбавка : Процентная надбавка за выслугу лет подлежит выплате от повышенных окладов денежного содержания. Другие повышения окладов, а также другие надбавки, пособия, вознаграждения и страховые суммы исчисляются от окладов денежного содержания без учета их увеличения в полуторном размере;
—— также важно знать что : сохраняется право на получение окладов денежного содержания в указанных размерах за время нахождения в установленных отпусках, на лечении и в командировке.
—— бронируется жилая площадь на все время прохождения ими военной службы в указанных государствах, а за неимеющими жилой площади сохраняется очередность на ее получение по месту прежней службы;
—-— 2. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, время службы на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях — один месяц военной службы за полтора месяца.
Приложение N 2 к Приказу министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9
выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов;
а) военнослужащим, (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту), — оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере.
Процентная надбавка за выслугу лет подлежит выплате им от повышенных окладов денежного содержания. Другие повышения окладов, надбавки, пособия, вознаграждения и страховые суммы исчисляются от окладов денежного содержания без учета их увеличения в 2 раза;
Оклады денежного содержания военнослужащим (а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, оклады по воинским должностям и ежемесячные надбавки и денежные выплаты) в размерах, предусмотренных настоящим пунктом, выплачиваются в начале каждого месяца за истекший месяц: со дня прибытия в составе воинской части для выполнения соответствующих задач в зону чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), а военнослужащим воинских частей, постоянно дислоцированных в зоне чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), — со дня привлечения этих частей для выполнения указанных задач в местах дислокации (прибывшим для прохождения службы в воинских частях, выполняющих соответствующие задачи, — со дня зачисления приказом в списки воинской части), но во всех случаях не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения решением Правительства Российской Федерации местности к зоне вооруженного конфликта.
Выплата указанных окладов денежного содержания (а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — окладов по воинской должности и ежемесячных надбавок и денежных выплат) производится за время выполнения ими задач в зоне чрезвычайного положения или вооруженного конфликта по день убытия в составе воинской части к месту постоянной дислокации либо исключения воинской части из состава войск (сил), привлекаемых для выполнения указанных задач в местах дислокации, а убывающим из этих частей в одиночном порядке — по день исключения из списков личного состава включительно, но во всех случаях не позднее дня отмены чрезвычайного положения или отмены решения об отнесении местности к зоне вооруженного конфликта, определенного Правительством Российской Федерации.
5. Военнослужащим, указанным в подпункте «б» пункта 1 настоящего Приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца.ОТДЕЛЬНЫЙ ВОПРОС ПО ВЫСЛУГЕ :


Суть вопроса в «переходе » от одного периода к другому :
е) один день службы за три дня:

время непосредственного участия в контртеррористической операции — на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками (руководителями) органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции;

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 651 пункт дополнен подпунктом «ж», вступающим в силу с 1 января 2007 г.
ж) один день службы за полтора дня:
время военной службы (службы) в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, но не ранее чем с 3 августа 1998 г. по перечням и на условиях, которые определяются соответственно Министром внутренних дел Российской Федерации, Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром обороны Российской Федерации, Министром юстиции Российской Федерации, директором Службы внешней разведки Российской Федерации, директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директором Федеральной службы охраны Российской Федерации;
время военной службы (службы) в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, — на основании решений (приказов) руководителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, принятых не ранее 3 августа 1998 г., решений (приказов) руководителя контртеррористической операции, принятых не ранее 10 марта 2006 г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с привлечением к участию в этой операции.
т.е. при переходе из периода в период учитывается : 6. При наличии двух и более оснований для зачета в выслугу лет на пенсию на льготных условиях одного и того же периода службы выслугу исчислять по одному основанию, дающему наибольшую льготу.
Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Формулировки судов :
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (далее – Закон) реализация правовой и социальной защиты военнослужащих является функцией государства и обязанностью командиров (начальников). Пункт 5 названной статьи устанавливает, что никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим законом.
Согласно пункту 5 статьи 11 Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого при общей выслуге военной службы в льготном исчислении 20 лет и более – 45 суток. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы.
Из пункта 4 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 следует, что продолжительность основного отпуска увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха) военнослужащим, в частности, проходящим военную службу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями (к которым относится и <данные изъяты>) на 5 суток.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах » от 21 января 1993 года № 4328-1 военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах , для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за три месяца.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» от 31 марта 1994 года № 280 военнослужащие и сотрудники, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в Приднестровском регионе Республики Молдова и в Республике Таджикистан, находятся в зонах вооруженных конфликтов , в связи с чем им предоставляются соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приказа Министра обороны Российской Федерации «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах » от 04 января 1996 года № 9 (далее – Приказ) дополнительные гарантии и компенсации согласно Приложению № 2 к данному Приказу предоставляются, в том числе военнослужащим, выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей , дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов , а также выполняющим задачи , решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах .
Из пункта 2 вышеуказанного Приказа следует, что периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров соответствующих воинских частей .
Кроме того, согласно пункту 5 Приложения № 2 к Приказу военнослужащим, указанным в подпункте «б» пункта 1, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников). В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения ( вооруженного конфликта ) и периоды выполнения этих задач .
Ссылка на решение судаПЕНСИЯ . ВЫСЛУГА



В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах «, военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах , для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Приказа Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсации военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликта военнослужащим, выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей , дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов , а также выполняющим задачи , решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).
В соответствии с пунктом 2 и приложением №2 к этому же приказу периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров соответствующих воинских частей . В послужных списках личных дел военнослужащих,, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения ( вооруженного конфликта ) и периоды выполнения этих задач , которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах » засчитываются в выслугу лет «трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
Согласно положений статей 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в их взаимосвязи с положениями статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из месячных окладов в соответствии с присвоенным воинским званием и занимаемой воинской должностью, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат, в состав которых, наряду с другими, может входить повышающий коэффициент за участие в контртеррористических операциях или за выполнение задач при вооруженных конфликтах . При этом, правила выплаты и размеры повышающих коэффициентов устанавливаются Правительством Российской Федерации в зависимости от мест дислокации воинских формирований и выполняемых военнослужащими задач .
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1071 утверждены «Правила выплаты денежного довольствия.. . военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах », а также в приложении установлены «Размеры повышающих коэффициентов к денежному довольствию.. . военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах ».
По смыслу положений данных документов следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи при вооруженных конфликтах , денежное довольствие выплачивается с учетом повышающего коэффициента в размере 1,5 за время фактического выполнения ими задач на территории, местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня отнесения территории, местности, к зоне вооруженного конфликта ), а периоды (время) фактического выполнения военнослужащими задач при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров (начальников) воинских частей , подразделений и органов, привлекаемых к выполнению задач в указанных условиях.
Ссылка на решение суда
По любому вопросу службы, будь то наградной материал, участие в БД, участие в ВОВ, сроки службы, и т.д. можно сделать запрос в архивы. В запросе указываете ФИО полностью, дату рождения, место рождения, дату призыва и каким ВК был призван, сроки службы, звание, должность, номер и место дислокации в/ч в период службы, род войск, какие сведения вам необходимо узнать, подтвердить и обратный адрес для ответа.
Для «облегчения» работы архива(а там хранится информация не за один десяток лет) советую к запросу прикладывать ЧИТАЕМЫЕ ксерокопии всех документов, будь то военный билет, удостоверение к гос.награде, справка из в/ч и т.д.
Бесспорно, вы в праве обратиться в отдел военного комиссариата для составления и отправки запроса, НО! лучше и проще это сделать самим, т.к. гражданским(то есть нам, простым людям) архивы отвечают строго в установленный срок(30 дней с момента обращения), а отделам ВК, полиции, МЧС и другим организациям в порядке очереди на поступление входящей корреспонденции. Поэтому ответ можно ждать годами…
Отсюда вывод: не тяните свое время, которое очень дорого, и поменьше сталкивайтесь с бюрократической системой нашего государства,где требуют то такую справочку, то другую выписку, то эдакую копию.
Перед обращением в архивы советую прочесть приказ МО РФ №3300 от 2012 «О порядке ведения справочной работы по личному составу». В данной приказе имеется форма запроса, сроки рассмотрения и адреса ВСЕХ архивов( даже тех, что заграницей) и по ЛЮБЫМ вопросам.

Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств

Государства — участники настоящего Протокола, стремясь принять необходимые меры в целях осуществления положений подписанного в Киеве 20 марта 1992 года Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств (далее именуемого «Соглашение») и в частности, статьи 7 этого Соглашения, действуя в строгом соответствии со своими обязательствами по Уставу Организации Объединенных Наций, учитывая в максимальной степени позитивный опыт и основополагающие принципы проведения операций ООН по поддержанию мира, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира (далее именуемые «Группа по поддержанию мира») создаются временно по решению Совета глав государств и могут быть введены в район конфликта только после достижения соглашения о прекращении огня или перемирии. Группа по поддержанию мира не участвует в боевых действиях и не применяет оружия, за исключением случаев самообороны и отражения попыток насильственного отстранения от выполнения своих функций. Группа по поддержанию мира воздерживается от любых действий, не совместимых с беспристрастным и нейтральным характером их обязанностей или противоречащих духу настоящего Протокола. Группа по поддержанию мира и ее члены соблюдают все местные законы. Командующий Группой принимает все надлежащие меры для обеспечения соблюдения этих обязательств.

Статья 2

Правительство государства, на территории которого размещается Группа по поддержанию мира (далее именуемое «Правительство принимающего Государства»), признает право Группы поднимать ее флаг* над своей штаб-квартирой, другими помещениями в местах дислокации, а также на наземных и водных транспортных средствах и в других случаях в соответствии с распоряжением Командующего.

________________

* Символику флага предстоит определить. Наземные, водные и воздушные транспортные средства Группы по поддержанию мира имеют опознавательные знаки, которые сообщаются Правительству принимающего Государства. Государства-участники оказывают Группе по поддержанию мира всемерное содействие, включая предоставление права беспрепятственного прохода.

Статья 3

Группа по поддержанию мира в пределах территории принимающего Государства имеет право беспрепятственно использовать радио, телефонную, телеграфную, факсимильную и любые другие средства связи, в том числе спутниковые, передвижные и портативные радиостанции, и устанавливать с этой целью необходимое техническое оборудование для поддержания такой связи внутри помещений Группы и между ними, включая прокладку кабелей и наземных линий и оборудование стационарных и передвижных передающих, принимающих и ретрансляционных радиостанций. Частотные диапазоны, в которых работают средства связи Группы, устанавливаются в сотрудничестве с Правительством принимающего Государства. Подключение к местной телеграфной, телексной и телефонной системам может быть осуществлено лишь после консультации с Правительством принимающего Государства. Пользование телеграфной, телексной и телефонной связью осуществляется бесплатно. Группа по поддержанию мира может принимать меры по организации своими средствами обработки и доставки частной корреспонденции и почты, включая денежные переводы, бандероли и посылки, адресованные членам персонала Группы или исходящие от них. Правительство принимающего Государства ставится в известность о характере таких мер и не чинит препятствий корреспонденции Группы или ее персонала и не подвергает ее цензуре.

Статья 4

Группа по поддержанию мира и ее персонал, а также их наземные, водные, воздушные транспортные средства и техника пользуются в пределах территории принимающего Государства свободой передвижения. Крупные переброски персонала, материальных и

транспортных средств через аэропорты или по железным и автомобильным дорогам осуществляются в координации с Правительством принимающего Государства. Транспортные средства Группы, включая весь наземный, водный и воздушный военный транспорт, не подлежат регистрации и не нуждаются в выдаче разрешения со стороны Правительства принимающего Государства, при условии, что все такие транспортные средства застрахованы от ответственности перед третьей Стороной, как это требует соответствующее законодательство. При пользовании находящимися на территории принимающего Государства дорогами, мостами, каналами и другими водными путями, портовыми сооружениями и аэродромами Группа не облагается налогами, пошлинами или сборами, включая причальные сборы.

Статья 5

Группа по поддержанию мира пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются персоналу операций ООН по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года (далее именуемая «Конвенцией») и предусмотрены настоящим Протоколом. Исходя из этого, Правительство принимающего Государства признает право Группы по поддержанию мира ввозить без ограничений оборудование, продовольствие, предметы снабжения и другие товары, которые предназначаются исключительно для официального использования Группой.

Статья 6

По согласованию с Командующим Группой Правительство принимающего Государства предоставляет Группе по поддержанию мира на безвозмездной основе помещения и земельные участки для размещения штаб-квартиры, лагерей и служб, необходимых для проведения оперативной и административной деятельности Группы и проживания ее персонала. Без ущерба для того факта, что все такие помещения и участки остаются собственностью принимающего Государства, они являются неприкосновенными и подлежат исключительному контролю и управлению со стороны Группы.

Статья 7

Правительство принимающего Государства обязуется в максимально возможной степени содействовать Группе по поддержанию мира в обеспечении водо- и электроснабжения и других требуемых видов обслуживания на безвозмездной основе или там, где это невозможно, по наиболее льготным тарифам, а в случае перебоев или угрозы перебоев с оказанием услуг уделять, насколько позволяют его возможности, потребностям Группы такое же внимание, как и потребностям основных правительственных служб.

Группа несет ответственность за техническое обслуживание и содержание в исправности предоставляемого ей оборудования. Группа по поддержанию мира имеет право в необходимых случаях организовывать в занимаемых ею помещениях производство электроэнергии для собственного потребления, а также передавать и распределять электроэнергию, получаемую таким способом. Доступ в такие помещения любого лица, не являющегося членом персонала Группы, может быть разрешен только с согласия Командующего.

Статья 8

Правительство принимающего Государства обязуется в максимально возможной степени содействовать Группе по поддержанию мира в приобретении из местных источников оборудования, продовольствия, предметов снабжения и других товаров и услуг, требующихся для ее существования и функционирования, и освобождает Группу от уплаты налогов при официальных закупках.

Статья 9

Группа по поддержанию мира и Правительство принимающего Государства сотрудничают в обеспечении санитарии и оказывают друг другу всемерное содействие в вопросах здравоохранения, в частности в борьбе с инфекционными заболеваниями, в соответствии с международными конвенциями.

Статья 10

В случае, если в состав Группы по поддержанию мира входят или прикомандированы к ней представители ООН и других международных организаций, их статус определяется положениями Конвенции.

Статья 11

Персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов.

Статья 12

Члены персонала Группы по поддержанию мира имеют право ввозить беспошлинно свои личные вещи в связи с их прибытием на службу в Группу. На них распространяются законы и правила, действующие в принимающем Государстве и регулирующие деятельность таможни и валютные операции в том, что касается личного имущества, которое не требуется им в связи с их пребыванием в составе Группы. В соответствии с настоящим Протоколом Командующий Группой сотрудничает с Правительством принимающего Государства и оказывает любую помощь в пределах своих полномочий по обеспечению соблюдения персоналом Группы таможенных и финансовых законов и правил, действующих в принимающем Государстве.

Статья 13

Командующий Группой по поддержанию мира и по его указанию персонал Группы могут беспрепятственно въезжать в принимающее Государство, находиться на его территории и выезжать из него. Правительство принимающего Государства обязуется содействовать въезду и выезду персонала Группы из принимающего Государства и информируется о таком передвижении. В этой связи на Командующего и персонал Группы не распространяются положения действующего паспортного и визового режима и иммиграционного досмотра, а также ограничения на въезд в принимающее Государство и выезд из него. На Командующего и персонал Группы также не распространяется действие каких бы то ни было предписаний, регламентирующих пребывание в принимающем Государстве иностранных граждан, включая регистрацию. Одновременно Командующий и персонал Группы не считаются получившими какое-либо право на постоянное проживание в принимающем Государстве. Для целей подобного въезда и выезда персоналу Группы требуется иметь лишь личное или коллективное командировочное предписание, выданное Командующим или от его имени, или какими-либо компетентными властями Государства — участника настоящего Протокола, и удостоверение личности, оформленное в соответствии со статьей 14 настоящего Протокола, за исключением въезда в первый раз, когда вместо указанного удостоверения личности принимается удостоверение, выданное компетентными властями Государства — участника настоящего Протокола.

Статья 14

Непосредственно перед въездом Группы в принимающее Государство или сразу после ее въезда Командующий Группой по поддержанию мира выдает всем членам персонала Группы, включая сотрудников, набираемых на месте, пронумерованные удостоверения личности с фотографией и указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, звания или ранга и рода войск (в соответствующих случаях). За исключением случаев, предусмотренных в статье 13 настоящего Протокола, такие удостоверения личности являются единственным документом, который необходимо иметь члену персонала Группы. Члены персонала Группы, в том числе набираемые на месте, обязаны по

требованию соответствующего должностного лица Правительства принимающего Государства предъявлять, но не отдавать свои удостоверения.

Статья 15

При исполнении своих служебных обязанностей члены персонала Группы по поддержанию мира носят национальную военную форму их соответствующих Государств с установленными Группой знаками отличия и в соответствии с полученными инструкциями могут иметь и носить оружие.

Статья 16

Правительство принимающего Государства соглашается признать действительным, без взимания налога или комиссионного сбора, разрешение или удостоверение, выдаваемое Командующим Группой по поддержанию мира любому члену персонала Группы, в том числе набранному на месте, на право вождения любого транспортного средства или эксплуатации оборудования связи, принадлежащих Группе, а также разрешение или удостоверение на право заниматься любой профессиональной или другой деятельностью, связанной с функционированием Группы, при условии, что удостоверение на право вождения автотранспортного средства или пилотирования воздушно-транспортного средства, не должно выдаваться лицам, не имеющим соответствующего и действительного разрешения. Без ущерба для положений статьи 15 настоящего Протокола Правительство принимающего Государства соглашается также признать действительными, без взимания налога или комиссионного сбора, разрешение или удостоверение, выдаваемое Командующим Группой членам ее персонала на право ношения или применения огнестрельного оружия или использования боеприпасов при исполнении персоналом Группы своих обязанностей.

Статья 17

Командующий Группой по поддержанию мира принимает всенадлежащие меры по обеспечению дисциплины и порядка среди персонала Группы, в том числе набираемого на месте. С этой целью Командующий Группой назначает членов персонала, ответственных за поддержание порядка в местах расположения и дислокации Группы, а также создает подразделения гражданской и военной полиции.

Статья 18

Такой персонал используется только по договоренности с Правительством принимающего Государства и в контакте с ним в той мере, в какой такое использование необходимо для поддержания дисциплины и порядка среди членов персонала Группы. Ответственный за поддержание порядка персонал может взять под стражу в месте расположения Группы любое другое лицо, которое немедленно доставляется к ближайшему надлежащему должностному лицу Правительства принимающего Государства с целью рассмотрения любого правонарушения или нарушения порядка в месте расположения Группы. Военная полиция Группы имеет право подвергать аресту военнослужащих Группы. Военнослужащие, арестованные за пределами дислокации своего подразделения, передаются в распоряжение командующего их подразделениями для принятия соответствующих дисциплинарных мер.

Статья 19

При условии соблюдения статьи 22 настоящего Протокола должностные лица Правительства принимающего Государства могут заключать под стражу любого члена персонала Группы по поддержанию мира по просьбе Командующего Группой или в случае задержания данного члена персонала при совершении или попытке совершения уголовно наказуемого преступления. Такой член персонала вместе со всем изъятым у него оружием или другими предметами немедленно доставляется к ближайшему соответствующему должностному лицу Группы.

Статья 20

Группа по поддержанию мира и Правительство принимающего Государства оказывают друг другу помощь в проведении всех необходимых расследований правонарушений, в отношении которых одна из сторон или обе стороны проявляют заинтересованность. Это, в частности, касается предоставления свидетелей, сбора и представления доказательств, включая конфискацию и, при необходимости, передачу предметов, связанных с совершением преступлений. Передача таких предметов может осуществляться в сроки, устанавливаемые передающими их властями. Правительство принимающего Государства гарантирует преследование в судебном порядке лиц, подпадающих под его уголовную юрисдикцию и обвиняемых в противоправных действиях в отношении Группы по поддержанию мира или ее персонала, которые, будь они совершены в отношении вооруженных сил Правительства, квалифицировались бы как уголовно наказуемые преступления.

Статья 21

Все члены персонала Группы по поддержанию мира, в том числе набираемые на месте, обладают иммунитетом от уголовной, гражданской и административной ответственности,

в том что касается устных или письменных заявлений и всех действий, совершаемых ими в их официальном качестве. Такой иммунитет продолжает действовать и после того, как они перестают быть членами персонала Группы или прекращают службу в ней, а также после истечения срока действия других положений настоящего Протокола.

Статья 22

Военный персонал Группы по поддержанию мира подпадает под исключительную юрисдикцию своих соответствующих Государств — участников настоящего Протокола в том, что касается любых уголовных преступлений, которые могут быть совершены ими в принимающем Государстве.

Статья 23

Если в каком-либо суде принимающего Государства против члена персонала Группы по поддержанию мира возбуждается гражданское дело, Командующий Группой немедленно ставится об этом в известность. Командующий официально уведомляет суд о том, относится ли это дело к исполнению данным членом персонала своих служебных обязанностей. Если Командующий подтверждает, что данное дело относится к исполнению служебных обязанностей, его рассмотрение прекращается. Если Командующий подтверждает, что данное дело не относится к исполнению служебных обязанностей, судебное разбирательство может быть продолжено.

Статья 24

Командующий Группой по поддержанию мира имеет право взять на себя попечение о теле члена персонала Группы, умершего на территории принимающего Государства, а также в отношении находящегося в принимающем Государстве личного имущества этого члена персонала.

Статья 25

Командующий Группой по поддержанию мира и Правительство принимающего Государства могут заключать договоренности в дополнение к настоящему Протоколу.

Статья 26

Командующий Группой по поддержанию мира и Правительство принимающего Государства принимают все необходимые меры для обеспечения тесного взаимодействия и сотрудничества на всех уровнях.

Статья 27

Настоящий Протокол вступает в силу с момента подписания. Совершено в г.Ташкенте 15 мая 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Государствам — участникам настоящего Протокола его заверенную копию.

(Подписи)

Примечание. Протокол подписан Азербайджанской Республикой и Украиной с учетом оговорки к Соглашению о группах военных наблюдателей от 20 марта 1992 года. Протокол не подписан Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Туркменистаном.

Текст документа сверен по: «Бюллетень международных договоров», N 6, август, 1993 год

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *