УХОД ЗА БОЛЕЮЩИМ РЕБЕНКОМ (НЕ ИНВАЛИД)

Превью статьи:

Гарантии военнослужащим, осуществляющим уход за болеющим ребенком (не инвалид) ТАК КАК У ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА СКОРЕЕ ВСЕГО НЕТ ТАКОЙ ФОРМЫ СПРАВКИ УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА (А ЕСТЬ ТОЛЬКО ФОРМА 25 ДЛЯ МАТЕРИ-ОДИНОЧКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВО НА ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ И ЛЬГОТЫ) ЖЕЛАТЕЛЬНО ПРЕДОСТАВИТЬ ДАННУЮ СПРАВКУ КАК ОБРАЗЕЦ. И ТАК КАК ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МНОЙ ОБРАЗЕЦ СПРАВКИ НЕ БУДЕТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ НИКАКИХ ЛЬГОТ, ТО ОРГАН ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА СКОРЕЕ ВСЕГО БЕЗ ПРОБЛЕМ ВЫДАСТ ТАКУЮ СПРАВКУ. В данном разделе рассмотрим наиболее частый вопрос, касающийся ухода за болеющим ребенком и соответственно с временным освобождением от исполнения обязанностей военной службы. Сразу необходимо сказать, что конкретной нормы закона, обязывающей военнослужащего освободить от исполнения обязанностей в связи с уходом за больным ребенком НЕТ. Судебная практика по данному вопросу тоже немногочисленная. Однако, все мы прекрасно понимаем, что больной ребенок НУЖДАЕТСЯ  в уходе своими родителями.(Согласно ст. 61 и 63 СК РФ Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.          Попробуем разобраться в данном вопросе. Глава будет состоять из трех частей, соответственно из трех возможных ситуаций: 1. Мать ребенка-военнослужащая; 2. Отец ребенка – военнослужащий; 3. Оба родителя – военнослужащие. 1 часть. Мать ребенка-военнослужащая. Начнем с Конституции Российской Федерации – основного закона страны.  В соответствии со ст. 38 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. В соответствии со ст. 39 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по…

Гарантии военнослужащим, осуществляющим уход за болеющим ребенком (не инвалид)

ТАК КАК У ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА СКОРЕЕ ВСЕГО НЕТ ТАКОЙ ФОРМЫ СПРАВКИ УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА (А ЕСТЬ ТОЛЬКО ФОРМА 25 ДЛЯ МАТЕРИ-ОДИНОЧКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВО НА ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ И ЛЬГОТЫ) ЖЕЛАТЕЛЬНО ПРЕДОСТАВИТЬ ДАННУЮ СПРАВКУ КАК ОБРАЗЕЦ. И ТАК КАК ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МНОЙ ОБРАЗЕЦ СПРАВКИ НЕ БУДЕТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ НИКАКИХ ЛЬГОТ, ТО ОРГАН ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА СКОРЕЕ ВСЕГО БЕЗ ПРОБЛЕМ ВЫДАСТ ТАКУЮ СПРАВКУ.

В данном разделе рассмотрим наиболее частый вопрос, касающийся ухода за болеющим ребенком и соответственно с временным освобождением от исполнения обязанностей военной службы. Сразу необходимо сказать, что конкретной нормы закона, обязывающей военнослужащего освободить от исполнения обязанностей в связи с уходом за больным ребенком НЕТ. Судебная практика по данному вопросу тоже немногочисленная. Однако, все мы прекрасно понимаем, что больной ребенок НУЖДАЕТСЯ  в уходе своими родителями.(Согласно ст. 61 и 63 СК РФ Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.         

Попробуем разобраться в данном вопросе. Глава будет состоять из трех частей, соответственно из трех возможных ситуаций:

1. Мать ребенка-военнослужащая;

2. Отец ребенка – военнослужащий;

3. Оба родителя – военнослужащие.

1 часть. Мать ребенка-военнослужащая.

Начнем с Конституции Российской Федерации – основного закона страны.

 В соответствии со ст. 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

В соответствии со ст. 39 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Ст. 41 п.1 говорит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Далее следует сказать, что в соответствии с пунктом 9 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Прим: в Постановлении Пленума сказано, что предоставление данной гарантии только военнослужащим женского пола обусловлено как особенностями военной службы, представляющей собой профессиональную деятельность особого рода, предполагающую весьма ограниченное участие женщин в ее осуществлении (в соответствии со статьей 42 Закона «О воинской обязанности и военной службе» в перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола), так и особой, связанной с материнством, социальной ролью женщины в обществе, что согласуется с положением  Конституции Российской Федерации. Такое регулирование не может расцениваться как нарушающее права военнослужащих мужского пола, воспитывающих детей без матери, при том что они пользуются системой гарантий при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, включая меры по трудоустройству на воинские должности в масштабах Вооруженных Сил Российской Федерации и по гражданским специальностям, а также дополнительные выплаты и льготы.

Далее, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

статья 51 п.3. Одному из родителей, иному члену семьи или иному  предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Далее рассмотрим порядок выдачи листков нетрудоспособности.

Данный порядок указан в Приказе Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (ред. от 02.07.2014) «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности».
глава V. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи

34. Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.

35. Листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи

в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет — на весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем на 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в  заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. N 84н «Об утверждении перечня заболеваний ребенка в возрасте до 7 лет, при возникновении которых выплата пособия по временной нетрудоспособности за период ухода за ребенком осуществляется не более чем на 90 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанными заболеваниями» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2008 г., регистрационный N 11287), не более чем на 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием;

ребенком в возрасте от 7 до 15 лет: при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении — на срок до 15 дней по каждому случаю заболевания, если по заключению врачебной комиссии не требуется большего срока;

в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет — на весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем на 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

детьми в возрасте до 15 лет, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, — на весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

детьми в возрасте до 15 лет: при их болезни, связанной с , злокачественными новообразованиями, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей — на весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

детьми в возрасте до 15 лет, проживающими в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированными и переселенными из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, а также за детьми первого и последующих поколений граждан, родившимися после радиоактивного облучения одного из родителей — на все время болезни <15>;

детьми в возрасте до 15 лет, страдающими заболеваниями вследствие радиационного воздействия на родителей — на все время болезни

Статья 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

старше 15 лет: при амбулаторном лечении — на срок до 3 дней, по решению врачебной комиссии — до 7 дней по каждому случаю заболевания.

36. При необходимости листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком может выдаваться попеременно разным членам семьи в пределах сроков, установленных пунктами 111213 и 35 настоящего Порядка.

37. Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается в соответствии с пунктами 111213 и 35 настоящего Порядка.

38. При заболевании двух детей одновременно выдается один листок нетрудоспособности по уходу за ними. При одновременном заболевании более двух детей выдается второй листок нетрудоспособности.

39. При заболевании второго (третьего) ребенка в период болезни первого ребенка листок нетрудоспособности, выданный по уходу за первым ребенком, продлевается до выздоровления всех детей без зачета дней, совпавших с днями освобождения от работы по уходу за первым ребенком. При этом в листке нетрудоспособности указываются даты начала и окончания заболевания, имена, возраст всех детей.

40. Листок нетрудоспособности НЕ выдается по уходу:

за больным членом семьи старше 15 лет при стационарном лечении;

за хроническими больными в период ремиссии;

в период ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы;

в период отпуска по беременности и родам;

в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, за исключением случаев выполнения работы в указанный период на условиях неполного рабочего времени или на дому.

41. При заболевании ребенка в период, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) не нуждается в освобождении от работы (ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, отпуск без сохранения заработной платы), листок нетрудоспособности по уходу за ребенком (в случае, когда он продолжает нуждаться в уходе) выдается со дня, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) должна приступить к работе.

ВЫВОД ПО 1 ЧАСТИ. Подводя итог вышеуказанным нормам закона делаем вывод о том, что охранять здоровье ребенка нужно, помогать ребенку в случае болезни нужно, ребенок нуждается в помощи своих родителей, однако видим, что матерям –военнослужащим законодатель предоставил большие возможности по реализации своего статуса.

Таким образом, в случае болезни ребенка действуем следующем образом:

1. Идем на прием ко врачу, который поставит диагноз и определит характер болезни, при необходимости требуем выдачи листка нетрудоспособности;

2. Пишем рапорт по команде с просьбой освободить от исполнения служебных обязанностей сроком на ___ суток ( как указано в листке) в связи с уходом за больным ребенком;

3. После подписания рапорта и издания приказа о вашем освобождении отправляемся лечить ребенка.

4. В случае необходимости продления лечения действуем аналогично, начиная с п.1.

5. По выздоровлению обязательно представляемся командиру о прибытии и началу исполнения служебных обязанностей.

ЧАСТЬ 2. Отец ребенка – военнослужащий.

В данной части рассмотрим наиболее часто задаваемый вопрос об освобождении отца-военнослужащего от исполнения служебных обязанностей в случае болезни ребенка. В данной ситуации возможны два основных варианта, а именно первый – когда отец воспитывает ребенка без матери, т.е. является единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающий их без матери, в частности, в случаях, когда мать ребенка умерла, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособна (ограниченно дееспособна), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от зашиты их прав и интересов, в иных ситуациях.

В данном случае на него распространяются все нормы, касающиеся охраны материнства, детства и семьи (в соответствии с пунктом 9 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства).

При такой ситуации изучаем часть 1 данной статьи.

Второй случай (когда есть оба родителя и отец является военнослужащим) более сложный в правовом плане, поскольку отсутствуют конкретные нормы закона по данному вопросу и требует внесения в действующую законодательную базу соответствующих норм и правил. Однако всё же некоторые нормы, которые мы можем применить в данном вопросе следующие:

1. Предоставление отпуска по личным обстоятельствам ст.31 п.11 ППВС

11. Отпуск по личным обстоятельствам предоставляется военнослужащему на срок до 10 суток в случае:

а) тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца, матери, сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий);

б) пожара, другого стихийного бедствия, постигших семью или близкого родственника военнослужащего;

в) в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, — по решению командира воинской части.

Обстоятельства, по которым предоставлен такой отпуск, должны быть документально подтверждены.

Продолжительность отпуска по личным обстоятельствам, предоставляемого военнослужащему в соответствии с настоящим пунктом, увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным (водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно.

2. Предоставление основного отпуска – ст.29 п.13.ППВС Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, основной отпуск предоставляется с учетом желания военнослужащих.

Далее, ППВС ст.28 п.12. Основной отпуск предоставляется по желанию в удобное для них время следующим категориям военнослужащих:

ж) военнослужащим, имеющим трех и более детей в возрасте до 16 лет.

3. В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий мужского пола , проходящий военную службу по контракту, имеет право на однократное предоставление по его просьбе дополнительного отпуска сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет ( детей -инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях )).

Далее необходимо привести трактовки судей по аналогичному вопросу (предоставление отцу-военнослужащему отпуска по уходу за ребенком).

Так, из Апелляционного определения № 33А-199/2014 от 18 декабря 2014 г. по делу № 33А-199/2014 видно, что право военнослужащего -мужчины на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет действующим законодательством не предусмотрено. Соответственно, не допускается совмещение военнослужащими мужского пола , проходящими военную службу по контракту, исполнения служебных обязанностей и отпуска по уходу за ребенком для воспитания малолетних детей , что, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих , а с другой — согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) в связи с необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности военнослужащих , выполняющих долг по защите Отечества.

Также в Решении № 2-3/2015 2-3/2015(2-468/2014;)~М-2925/2014 2-468/2014 М-2925/2014 от 12 января 2015 г. по делу № 2-3/2015 сказано, что

……При этом доводы заявителя о нарушении его конституционных прав в отношении заботы о детях и их воспитании, установленных в статье 38 Конституции Российской Федерации, суд находит ошибочными и не имеющими отношения к предмету данного спора, поскольку помимо отсутствия, в том числе со стороны командования, каких-либо препятствий к заботе и воспитанию своего ребенка , при наличии у ребенка матери и её добросовестного попечения дочери, право военнослужащего -мужчины на отпуск по уходу за ребенком действующим законодательством не предусмотрено, что обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих и в полной мере согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации) в связи с необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности военнослужащих , выполняющих долг по защите Отечества.

Поскольку военная служба в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность массового неисполнения военнослужащими своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, отсутствие у военнослужащих мужского пола , проходящих службу по контракту, права на отпуск по уходу за ребенком не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод, в том числе гарантированного ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации права на заботу о детях и их воспитание. Кроме того, данное ограничение согласуется с добровольным характером заключения контракта о прохождении военной службы.

В определении Конституционного суда изложен подробный ответ на вопрос: Почему отцу не положен отпуск по уходу за ребенком (при наличии матери ребенка).

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 января 2009 г. N 187-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ

ГРАЖДАНИНА МАРКИНА КОНСТАНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ

13 И 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ

ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ», СТАТЕЙ 10 И 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ», СТАТЬИ 32 ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПУНКТОВ 35 И 44

ПОЛОЖЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалоб гражданина К.А. Маркина,

установил:

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин К.А. Маркин просит признать противоречащими статьям 19 (части 2 и 3), 38 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации следующие нормативные положения:

абзацы третий и седьмой части первой статьи 13абзацы второй и третий части первой статьи 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

пункт 9 статьи 10 и пункт 13 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

пункты 5 и 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237;

подпункты «б» и «е» пункта 35, абзацы второй и третий пункта 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 865.

Как следует из представленных материалов, К.А. Маркину, проходящему военную службу по контракту в войсковой части 41480 в должности начальника смены отдела, было отказано в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, при этом ему на основании пункта 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью три месяца. Впоследствии соответствующий приказ был отменен в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на его получение. Пушкинский гарнизонный военный суд решением от 9 марта 2006 года обязал командира войсковой части 41480 предоставить К.А. Маркину 39 суток неиспользованного дополнительного отпуска, однако это решение было изменено определением Ленинградского окружного военного суда от 17 апреля 2006 года и К.А. Маркину в удовлетворении его требования отказано.

Решением Пушкинского гарнизонного военного суда от 14 марта 2006 года, оставленным без изменения определением Ленинградского окружного военного суда от 27 апреля 2006 года, К.А. Маркину было отказано в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет. При этом суд сослался на пункт 13 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающий предоставление отпуска по уходу за ребенком только военнослужащим женского пола. В истребовании дела по надзорной жалобе К.А. Маркина также отказано.

По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные положения являются дискриминационными и препятствуют осуществлению военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, права на воспитание своих детей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»)72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д»«е» части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, обусловленный необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них как ограничения в части реализации гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования военной службы, а также специфическим характером деятельности лиц, проходящих военную службу. Это право федерального законодателя нашло свое непосредственное закрепление в пункте 2 статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами; на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Из пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, во взаимосвязи со статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации вытекает, что, поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Соответственно, военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в Постановлении от 6 июня 1995 года N 7-П и развитой в определениях от 1 декабря 1999 года N 219-О, от 7 декабря 2001 года N 256-О, от 22 октября 2008 года N 538-О-О и др. применительно к различным видам деятельности, связанной с осуществлением публичных функций, граждане, добровольно избирая такой род занятий, соглашаются с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый ими правовой статус. Исходя из этого установление федеральным законодателем тех или иных ограничений прав и свобод в отношении указанных граждан само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1)37 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с Конвенцией МОТ N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 года, закрепляющей, что не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой (пункт 2 статьи 1).

2.2. В соответствии с пунктом 13 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» отпуск по уходу за ребенком предоставляется только военнослужащим женского пола в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено пунктом 5 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы. При этом на время отпуска по уходу за ребенком тем же пунктом предусмотрено сохранение за военнослужащим женского пола места военной службы и воинской должности.

Военнослужащий мужского пола, проходящий военную службу по контракту, имеет право на однократное предоставление по его просьбе дополнительного отпуска сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях) (пункт 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы). Цель данного отпуска — предоставление военнослужащему-мужчине возможности в течение разумного срока решить вопрос об организации ухода за ребенком и, в зависимости от результатов, о дальнейшем прохождении военной службы. В том случае, когда военнослужащий принимает решение лично осуществлять уход за ребенком, он имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам (абзац пятый подпункта «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Право военнослужащего-мужчины на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет действующим законодательством не предусмотрено. Соответственно, не допускается совмещение военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, исполнения служебных обязанностей и отпуска по уходу за ребенком для воспитания малолетних детей, что, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих, а с другой — согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) в связи с необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности военнослужащих, выполняющих долг по защите Отечества.

Поскольку военная служба в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность массового неисполнения военнослужащими своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, отсутствие у военнослужащих мужского пола, проходящих службу по контракту, права на отпуск по уходу за ребенком не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод, в том числе гарантированного статьей 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации права на заботу о детях и их воспитание. Кроме того, данное ограничение согласуется с добровольным характером заключения контракта о прохождении военной службы.

Предоставив право на отпуск по уходу за ребенком в порядке исключения только военнослужащим женского пола, законодатель исходил, во-первых, из весьма ограниченного участия женщин в осуществлении военной службы, а во-вторых, из особой связанной с материнством социальной роли женщины в обществе, что согласуется с положением статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Поэтому такое решение законодателя не может расцениваться и как нарушение закрепленных статьей 19 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов равенства прав и свобод человека и гражданина, а также равноправия мужчин и женщин.

Таким образом, пункт 13 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающий предоставление отпуска по уходу за ребенком только военнослужащим женского пола, а также аналогичные нормативные положения, содержащиеся в пункте 5 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы, конституционные права заявителя не нарушают, как не нарушает их и пункт 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы, который предусматривает возможность однократного предоставления военнослужащим мужского пола, проходящим службу по контракту, дополнительного отпуска сроком до трех месяцев в связи с исключительными обстоятельствами.

2.3. Не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя и положение пункта 9 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Данное законоположение является по своему характеру отсылочной нормой, применяется только в системной связи с положениями иных нормативных правовых актов и само по себе не направлено на ограничение прав и свобод военнослужащих.

2.4. Поскольку отцы малолетних детей, проходящие военную службу по контракту, не имеют права на получение отпуска по уходу за ребенком, они не относятся и к числу лиц, которым выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Соответственно, оспариваемые К.А. Маркиным положения Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, определяющие круг лиц, которые имеют право на получение названного ежемесячного пособия, и не относящие к ним отцов малолетних детей, проходящих военную службу по контракту, а также устанавливающие порядок исчисления размера данного пособия, не могут рассматриваться как затрагивающие его конституционные права.

2.5. Таким образом, в силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» жалобы К.А. Маркина не могут быть признаны отвечающими критерию допустимости.

Проверка же законности и обоснованности принятых по его делу судебных и иных правоприменительных решений не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Далее разберем рапорт военнослужащего и ответ на его рапорт.

Прошу Вас ходатайствовать перед командованием о предоставлении мне, …, как лицу с семейными обязанностями, отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3-х лет, поскольку я фактически осуществляю уход за своим ребёнком, родившимся ….2004 г.

Сообщаю, что моя супруга не находится в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3-х и пособия не получает.

В настоящее время моя жена работает в городе Москва. И фактический уход за ребенком осуществляю я.

Согласно ч. 3 ст. 19 и ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, я имею равные права с матерью ребёнка и несу общие обязанности .

Согласно ст. 5 Протокола 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Супруги обладают равными правами и несут равную гражданско-правовую ответственность в отношениях между собой и со своими детьми в том, что касается вступления в брак, пребывания в браке и при его расторжении», так же ст. 14 упомянутой Конвенции гласит: «Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам».

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Согласно ст. 256 Трудового кодекса РФ отпуск по уходу за ребёнком может быть использован отцом ребёнка, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Ответ: Настоящим сообщаю, Ваше обращение поступило в … и рассмотрено, однако оно не может быть удовлетворено но следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона 1998 г. №76-Ф3 «О статусе военнослужащих» (далее Федеральный закон) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными указанным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Так, в частности, порядок предоставления отпусков военнослужащим регламентирован указанным Федеральным законом, который не предусматривает предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет военнослужащим мужского пола. Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военнослужащих лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ 2000 г. № 9).

Так, согласно п. 9 ст. 10 Федерального закона военнослужащие, воспитывающие детей без матери, пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. В соответствии с указанной нормой военнослужащим мужского пола может быть предоставлен указанный отпуск, при условии, что он воспитывает ребенка без матери.

Поскольку Вы не воспитываете ребенка без матери и с учетом изложенного, Ваша ссылка в обращении на Трудовой кодекс Российской Федерации как на основание предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет является ошибочной.

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что права на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет Вы не имеете.

Изложенное выше соответствует и Конституции Российской Федерации. предусматривающей возможность ограничения прав граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. З ст. 55)

Следует учесть также то, что, заключая контракт о прохождении военной службы, Вы согласились с теми ограничениями, которые накладываются действующим законодательством на военнослужащих в связи с особым характером возлагаемых на них обязанностей.

В случае несогласия с таким решением Вы вправе оспорить его в судебном порядке в …. гарнизонный военный суд.

ВЫВОД ПО 2 ЧАСТИ. Подводя итог вышеуказанным нормам закона, а также проведя аналогию права делаем вывод о том, что в случае болезни ребенка и при наличии у ребенка матери командир вправе отказать отцу в освобождении его от исполнения служебных обязанностей, однако если отец воспитывает ребенка без матери – то на него распространяются также все законы об охране материнства и детства.

Таким образом, в случае болезни ребенка действуем следующем образом:

1. Просим командира предоставить отпуск по личным обстоятельствам (ст.31 п.11 ППВС, продолжительность не более 10 суток), причем в случае тяжелого состояния здоровья предоставление отпуска является обязанностью для командира, а в случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо – является правом командира (то есть только по его личному убеждению).

2. Просим командира предоставить основной отпуск (в случае такой необходимости);

3. В исключительных случаях просим предоставить дополнительный отпуск сроком до трех месяцев.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *