Европейский Суд по Правам Человека

Превью статьи:

Презумпция невиновности В постановлении Европейского Суда по правам человека от 4 марта 2010 г. Дело «Мохов (Mokhov) против Российской Федерации» (жалоба N 28245/04) сказано: «28. Европейский Суд напоминает, что пункт 2 статьи 6 Конвенции в соответствующем аспекте направлен на предупреждение ущерба справедливому рассмотрению уголовного дела преждевременными заявлениями о виновности, сделанными в связи с этим разбирательством. Презумпция невиновности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 Конвенции, является одним из элементов справедливого рассмотрения уголовного дела, требуемого пунктом 1 той же статьи (см. Постановление Европейского Суда от 10 февраля 1995 г. по делу «Аллене де Рибмон против Франции» (Allenet de Ribemont v. France), Series A, N 308, § 35). Она запрещает преждевременное выражение самим судом мнения о том, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, виновно, до того как это будет установлено в соответствии с законом (см. Постановление Европейского Суда от 25 марта 1983 г. по делу «Минелли против Швейцарии» (Minelli v. Switzerland), Series A, N 62, § 37), и также охватывает высказывания, допущенные иными должностными лицами, по поводу рассматриваемого уголовного дела, которые внушают общественности представление о том, что подозреваемый виновен, и опережают оценку фактов компетентным судебным органом (см. упоминавшееся выше Постановление Европейского Суда по делу «Аллене де Рибмон против Франции», § 41; Постановление Европейского Суда по делу «Дактарас против Литвы» (Daktaras v. Lithuania), жалоба N 42095/98, § 41 — 43, ECHR 2000-X; и Постановление Европейского Суда по делу «Буткевичюс против Литвы» (Butkevicius v. Lithuania), жалоба N 48297/99, § 49, ECHR 2002-II). 29. Последовательный подход Европейского Суда заключается в том, что презумпция невиновности нарушается, если судебный…

Презумпция невиновности

В постановлении Европейского Суда по правам человека от 4 марта 2010 г. Дело «Мохов (Mokhov) против Российской Федерации» (жалоба N 28245/04) сказано: «28. Европейский Суд напоминает, что пункт 2 статьи 6 Конвенции в соответствующем аспекте направлен на предупреждение ущерба справедливому рассмотрению уголовного дела преждевременными заявлениями о виновности, сделанными в связи с этим разбирательством. Презумпция невиновности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 Конвенции, является одним из элементов справедливого рассмотрения уголовного дела, требуемого пунктом 1 той же статьи (см. Постановление Европейского Суда от 10 февраля 1995 г. по делу «Аллене де Рибмон против Франции» (Allenet de Ribemont v. France), Series A, N 308, § 35). Она запрещает преждевременное выражение самим судом мнения о том, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, виновно, до того как это будет установлено в соответствии с законом (см. Постановление Европейского Суда от 25 марта 1983 г. по делу «Минелли против Швейцарии» (Minelli v. Switzerland), Series A, N 62, § 37), и также охватывает высказывания, допущенные иными должностными лицами, по поводу рассматриваемого уголовного дела, которые внушают общественности представление о том, что подозреваемый виновен, и опережают оценку фактов компетентным судебным органом (см. упоминавшееся выше Постановление Европейского Суда по делу «Аллене де Рибмон против Франции», § 41; Постановление Европейского Суда по делу «Дактарас против Литвы» (Daktaras v. Lithuania), жалоба N 42095/98, § 41 — 43, ECHR 2000-X; и Постановление Европейского Суда по делу «Буткевичюс против Литвы» (Butkevicius v. Lithuania), жалоба N 48297/99, § 49, ECHR 2002-II).

29. Последовательный подход Европейского Суда заключается в том, что презумпция невиновности нарушается, если судебный акт или заявление публичного должностного лица относительно обвиняемого в совершении преступления отражает мнение о том, что он виновен, до того как его вина установлена в соответствии с законом. Даже в отсутствие формального вывода может быть достаточно указания в мотивировочной части, позволяющего предположить, что суд или должностное лицо считает обвиняемого виновным. Необходимо делать коренное различие между заявлением о том, что лицо лишь подозревается в совершении преступления, и прямым утверждением, до признания виновности судом, о том, что лицо совершило указанное преступление.

Европейский Суд последовател

льно подчеркивал важность выбора выражений публичными должностными лицами в их заявлениях, сделанных до рассмотрения дела судом и признания лица виновным в совершении конкретного преступления (см. Постановление Европейского Суда от 3 октября 2002 г. по делу «Бемер против Германии» (Bohmer v. Germany), жалоба N 37568/97, § 54 и 56; и Постановление Европейского Суда от 27 февраля 2007 г. по делу «Нештяк против Словакии» (Nestak v. Slovakia), жалоба N 65559/01, § 88 и 89).»

Видео:  Кассационная жалоба в ВС РФ образец задачи принципы.
https://youtu.be/YLl8t42kBZs
Видео: ЕСПЧ двойное наказание Дело Золотухина анализ комментарии.
Видео:  ЕСПЧ отвечает Исправляем недостатки.
Видео:  Двойное наказание ст 4 протокола 7 ЕСПЧ часть 1.
Видео:  Жалоба в ЕСПЧ заполнение формуляра.
Видео: военная травма , Д , инавлидность ЕСПЧ не выплатили при увольнении 1.
Видео:  военная травма , Д , инавлидность ЕСПЧ не выплатили при увольнении 1
Видео: ЕСПЧ вред здоровью , страховка Ч 1.
Видео: ЕСПЧ-жалоба-Незаконное-удержание-с-зарплаты-ДД.
Видео: Моральный вред Апелляция Подготовка к ЕСПЧ
Видео: Отпуск-по-уходу-за-ребенком-военному-МУЖЧИНЕ-ЕСПЧ-ч-1-1
https://youtu.be/YLl8t42kBZs
Видео:  Жалоба в ЕСПЧ заполнение формуляра 
Видео: ЕСПЧ отвечает Исправляем недостатки 

толкование права —- 

Официальный сайт Суда по правам человека

Видео: (RUS) ECHR — Как правильно подать жалобу в Суд (Russian Version)
Видео: RUS-ECHR-COURTalks-disCOURs-Приемлемость-жалобы-Russian-version
Видео: Фильтраж-в-Европейском-суде-по-правам-человека-еспч-евросуд-европейскийсуд.

Формуляр жалобы
Скачать сам формуляр жалобы:

Формуляр жалобы

Как заполнить формуляр жалобы:

Неполный формуляр жалобы не будет рассмотрен Судом. Крайне важно полностью и тщательно заполнить все разделы и поля в формуляре жалобы.

Инструкция по заполнению формуляра жалобы

Формуляры работает правильно только с программой Adobe Reader 9 или ее более поздними версиями на операционной системе Windows или Mac OS X. На вашем компьютере должна быть установлена программа Adobe Reader (программу можно скачать с сайта www.adobe.com).

После заполнения формуляра распечатайте его, подпишите и отправьте в Суд по почте!

Жалоба в Суд должна быть отправлена по почте на следующий адрес

The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg cedex

Обратите внимание – жалоба, отправленная в Суд по факсу, не прерывает течение шестимесячного срока.

На сайте ЕСПЧ можно отследить вашу жалобу по фамилии или по номеру SOP (если он вам был присвоен): ССЫЛКА

Права и свободы, закрепленные Конвенцией и их закрепление в КРФ:

— Право на жизнь – ст. 20

— Запрещение пыток – ст. 21

— Запрещение рабства и принудительного труда – ст. 37

— Право на свободу и лич. неприкосновенность – ст. 22

— Право на справедливое суд. разбирательство – ст. 46, 47 ( такжеСтатья 13. Право на эффективное средство правовой защиты

Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве., Статья 17. Запрещение злоупотреблений правами —-Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции.—Статья 6 Европейской Конвенции по правам человека, закрепляющая право на справедливое судебное разбирательство – норма, нарушение которой чаще всего фигурирует в жалобах, направляемых в ЕСПЧ. Это неудивительно, поскольку положения данной статьи считаются центральными в системе Конвенции, а невозможность добиться справедливого правосудия на родине – первопричина практически всех обращений в Европейский Суд.

— Наказание исключительно на основании закона – ст. 49, 50

— Право на уважение частной и сем. жизни, жилища и корреспонденции – ст. 23, 25

— Свобода мысли, совести и религии – ст. 29, 28

— Свобода выражения мнения – ст. 29

— Свобода собраний и объединений – ст. 31, 30

— Право на вступление в брак – ст. 38 (гос. защита материнства, детства, семьи)

— Право на эффективное средство пр. защиты – ст. 46, 48

— Запрещение дискриминации – ст. 19

Дополнительные права, установленные протоколами:

Протокол №1

— Защита собственности – ст. 35

— Право на образование – ст. 43

— Право на свободные выборы – ст. 32

Протокол №4

— Запрещение лишения свободы за долги

— Свобода передвижения – ст. 27

— Запрещение высылки граждан – ст. 61

— Запрещение коллект. высылки иностранцев

Протокол №6 (Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу N 6 в РФ)

— Отмена смертной казни

Протокол №7

— Проц. гарантии в случае высылки иностранцев

— Право на апелляцию по уг. делам

— Компенсация в случае суд. ошибки – ст. 55

— Право не привлекаться к суде или повторному наказанию – ст. 50

— Равноправие супругов – ст. 19


решение суда Хабаровск 

Обзор

практики рассмотрения военными судами дел, связанных с обеспечением военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по избранному месту жительства

Конвенция о защите прав человека и осн. свобод открыта к подписанию государствами — членами Совета Европы в Риме 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г., для РФ – 5 мая 1998 г.

Конвенция провозглашает ряд основополагающих прав и свобод (право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства и подневольного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое суд. разбирательство, запрет на не установленное законом наказание, право на уважение лич. и сем. жизни, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу выражать свое мнение, право на свободу собраний и ассоциации с другими, право вступать в брак, право на эффективные средства пр. защиты, запрет дискриминации). Дополнительные протоколы к Конвенции гарантируют доп. права. Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство обеспечивать все эти права и свободы каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией.

Конвенция учреждает межд. контрольный механизм. В целях обеспечения соблюдения принятых обязательств в Страсбурге был образован Европейский Суд по правам человека, рассматривающий инд. жалобы и межгос. дела. По просьбе Комитета министров СЕ Суд может также давать консульт. заключения относительно толкования положений Конвенции или Протоколов к ней.

После вступления в силу 1 ноября 1998 г. Протокола N 11 контрольный механизм был перестроен. Все предполагаемые нарушения прав человека теперь напрямую относятся к юрисдикции Суда. Для рассмотрения дел Суд образует комитеты из 3 судей (они могут единогласным решением отказать в рассмотрении жалобы, если такое решение м.б. принято без ее доп. изучения), Палаты из 7 судей и Большую Палату из 17 судей. Палаты выносят решения о приемлемости жалобы и по существу дел, которые не м.б. предметом рассмотрения комитетов. Палаты м. уступать юрисдикцию в пользу Большой Палаты, если дело поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования положений Конвенции или Протоколов, или если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением. Стороны в споре м. возразить против этого. Суд предлагает свои услуги сторонам в споре с целью заключения мирового соглашения на основе уважения прав человека в том виде, в каком они определены в Конвенции и в Протоколах. Заседания Суда являются открытыми, если в силу исключительных обстоятельств Суд не примет иного решения. Отличительной чертой нового Суда является возможность сторон в споре подавать в течение 3 месяцев, считая с даты вынесения Палатой постановления, прошения о его направлении на рассмотрение Большой Палаты. Комитет в составе 5 членов Большой Палаты решает, удовлетворять ли это прошение или нет.

Стороны в споре обязаны подчиняться постановлениям Суда и принимать все необходимые меры по их выполнению. Комитет министров СЕ осуществляет надзор за выполнением постановлений. Ген. Секретарь может обратиться к странам — участницам Конвенции с просьбой предоставить информацию о том, каким образом их нац. законодательство гарантирует ее эффективную имплементацию.

Права и свободы, закрепленные Конвенцией и их закрепление в КРФ:

— Право на жизнь – ст. 20

— Запрещение пыток – ст. 21

— Запрещение рабства и принудительного труда – ст. 37

— Право на свободу и лич. неприкосновенность – ст. 22

— Право на справедливое суд. разбирательство – ст. 46, 47

— Наказание исключительно на основании закона – ст. 49, 50

— Право на уважение частной и сем. жизни, жилища и корреспонденции – ст. 23, 25

— Свобода мысли, совести и религии – ст. 29, 28

— Свобода выражения мнения – ст. 29

— Свобода собраний и объединений – ст. 31, 30

— Право на вступление в брак – ст. 38 (гос. защита материнства, детства, семьи)

— Право на эффективное средство пр. защиты – ст. 46, 48

— Запрещение дискриминации – ст. 19

Дополнительные права, установленные протоколами:

Протокол №1

— Защита собственности – ст. 35

— Право на образование – ст. 43

— Право на свободные выборы – ст. 32

Протокол №4

— Запрещение лишения свободы за долги

— Свобода передвижения – ст. 27

— Запрещение высылки граждан – ст. 61

— Запрещение коллект. высылки иностранцев

Протокол №6 (Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу N 6 в РФ)

— Отмена смертной казни

Протокол №7

— Проц. гарантии в случае высылки иностранцев

— Право на апелляцию по уг. делам

— Компенсация в случае суд. ошибки – ст. 55

— Право не привлекаться к суде или повторному наказанию – ст. 50

— Равноправие супругов – ст. 19

ППВС от 10.10.2003 г. №5: «РФ как участник Конвенции признает юрисдикцию ЕСПЧ обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов в случае предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении РФ. Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики ЕСПЧ во избежание любого нарушения Конвенции.

Конвенция обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию ЕСПЧ и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета министров СЕ. В силу п. 1 ст. 46 Конвенции эти постановления в отношении РФ, принятые окончательно, являются обязательными для всех ОГВ РФ, в т.ч. и для судов.

Выполнение постановлений, касающихся РФ, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры част. характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а тж меры об. х-ра, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Суды в пределах своей компетенции должны действовать т.о., чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия РФ в Конвенции.

Если при суд. рассмотрении дела были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и д/лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер.

Суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции каждый имеет право на суд. разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уг. делам суд. разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, так и непосредственно процедуру суд. разбирательства.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Данное правило распространяется не тк на судей фед. судов и мировых судей, но и на присяжных заседателей, которыми являются граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия.

При разрешении ходатайства об освобождении из-под стражи или жалобы на продление срока содержания под стражей суду необходимо принимать во внимание положения ст. 3 Конвенции, согласно которой никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. К «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение носит преднамеренный х-р, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физ. вред либо глубокие физ. или психические страдания.

Условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности».

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 21 г. Москва «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней»

Согласно принципу субсидиарности, являющемуся одним из основных принципов деятельности Европейского Суда по правам человека, защита прав и свобод человека, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколами к ней (далее — Конвенция и Протоколы к ней), возлагается прежде всего на органы государства, в том числе на суды.

В целях обеспечения единообразного применения судами общей юрисдикции Конвенции и ратифицированных Российской Федерацией Протоколов к ней Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 и 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Конвенция и Протоколы к ней являются международными договорами Российской Федерации, и при их применении судам общей юрисдикции (далее — суды) необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», а также в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

2. Как следует из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» (далее — Федеральный закон о ратификации), правовые позиции Европейского Суда по правам человека (далее — Европейский Суд, Суд), которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств — участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда.

3. Правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении законодательства Российской Федерации. В частности, содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским Судом при применении Конвенции и Протоколов к ней.

Обратить внимание судов на то, что законодательство Российской Федерации может предусматривать более высокий уровень защиты прав и свобод человека в сравнении со стандартами, гарантируемыми Конвенцией и Протоколами к ней в толковании Суда. В таких случаях судам, руководствуясь статьей 53 Конвенции, необходимо применять положения, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации.

4. Во избежание нарушения прав и свобод человека, в том числе необоснованного их ограничения, правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении не только Конвенции и Протоколов к ней, но и иных международных договоров Российской Федерации (подпункт «с» пункта 3 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее — Венская конвенция).

5. Как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод. Например, исходя из практики Европейского Суда использование изображения гражданина без его согласия представляет собой ограничение соответствующих прав, гарантируемых Конвенцией.

При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Некоторые права и свободы человека, гарантируемые Конвенцией и Протоколами к ней, не могут быть ограничены ни при каких условиях (право не подвергаться пыткам и др.).

6. Основания для ограничения прав и свобод человека могут предусматриваться не только федеральным законом, но и международным договором Российской Федерации (выдача лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования во исполнение соответствующего международного договора и др.).

7. Целью Конвенции и Протоколов к ней являются эффективное признание и защита нарушенных прав и свобод человека, поэтому положения этих международных договоров Российской Федерации не могут служить основанием для их ограничения.

8. Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Обратить внимание судов на то, что ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

Например, удовлетворение судом ходатайства должника об отсрочке исполнения судебного постановления по гражданскому делу на непродолжительный период времени не всегда свидетельствует о нарушении права взыскателя на исполнение судебного постановления в разумный срок, гарантируемого пунктом 1 статьи 6 Конвенции.

Ограничение процессуальных прав, например удаление лица из зала судебного заседания, допускается после того, как этому лицу разъяснены правовые последствия такого ограничения (пункт 1 статьи 6 Конвенции в толковании Европейского Суда).

Установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости ограничения прав и свобод человека, подлежат отражению в судебных актах.

9. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями статей 1, 34 Конвенции в толковании Европейского Суда с целью восстановления нарушенных прав и свобод человека суду необходимо установить наличие факта нарушения этих прав и свобод, отразив указанное обстоятельство в судебном акте. Причиненные таким нарушением материальный ущерб и (или) моральный вред подлежат возмещению в установленном законом порядке.

При определении размера денежной компенсации морального вреда суды могут принимать во внимание размер справедливой компенсации в части взыскания морального вреда, присуждаемой Европейским Судом за аналогичное нарушение.

Обратить внимание судов на то, что отмена (изменение) судебного акта, при вынесении которого было допущено нарушение положений Конвенции или Протоколов к ней, исходя из обстоятельств дела, сама по себе может являться достаточной для восстановления нарушенных прав и свобод и без денежной компенсации морального вреда. Например, отмена решения суда, принятого по результатам судебного разбирательства, которое было проведено в закрытом судебном заседании в нарушение положений статьи 10 ГПК РФ или статьи 241 УПК РФ, и рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в открытом судебном заседании будут свидетельствовать о восстановлении права стороны на публичное судебное разбирательство.

10. Согласно положениям части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Вместе с тем лицо вправе отказаться от реализации своих прав и свобод, в том числе прав, носящих процессуальный характер. При этом такой отказ должен быть всегда явно выраженным, добровольным и не должен противоречить законодательству Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Волеизъявление лица, связанное с отказом от реализации своих прав и свобод, может быть отражено в его письменном заявлении, протоколе, иных документах, имеющихся в материалах дела и явно свидетельствующих о таком отказе.

Как следует из положений пункта 2 части 1 статьи 38912 УПК РФ и пункта 1 статьи 6 Конвенции в толковании Европейского Суда, суд апелляционной инстанции не вправе рассматривать уголовное дело без участия лица, осужденного к лишению свободы, если только указанное лицо явно не выразит свое желание не присутствовать при рассмотрении апелляционной жалобы (представления).

О наличии волеизъявления лица, связанного с отказом от реализации своих прав и свобод, может свидетельствовать бездействие такого лица, если это предусмотрено законом (например, в случае, указанном в абзаце восьмом статьи 222 ГПК РФ).

11. Обратить внимание судов на то, что решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, в том числе дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, государственного или муниципального служащего, должны соответствовать не только законодательству Российской Федерации, но и общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, включая Конвенцию и Протоколы к ней в толковании Европейского Суда (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 1 и часть 4 статьи 11 ГПК РФ, часть 3 статьи 1 УПК РФ, часть 2 статьи 1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Например, доказательства по делу являются недопустимыми как в случае их получения в нарушение положений процессуального законодательства Российской Федерации, так и в случае их получения с нарушением Конвенции или Протоколов к ней в толковании Европейского Суда.

12. Положения Конвенции и Протоколов к ней в силу пункта 1 статьи 31 Венской конвенции подлежат системному толкованию. Поэтому необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства не может оправдывать ограничение иных прав, предусмотренных в статье 6 Конвенции (например, права на процессуальное равенство сторон в судебном процессе; права обвиняемого задать вопрос показывающему против него свидетелю). Поэтому суд не должен под предлогом соблюдения разумных сроков судопроизводства отказывать в исследовании доказательств, необходимых для полного и объективного разрешения дела, а также для обеспечения процессуального равенства сторон.

13. В силу статьи 1 Конвенции в толковании Европейского Суда государство в лице своих органов обязано совершать действия, необходимые для эффективной защиты прав и свобод лиц, находящихся под его юрисдикцией. Например, если при рассмотрении дела об установлении отцовства будет выявлена недостаточная ясность или неполнота генетической экспертизы, то для эффективной защиты прав ребенка суду следует в соответствии со статьей 87 ГПК РФ назначить дополнительную экспертизу.

Согласно положениям подпункта «с» пункта 3 статьи 6 Конвенции в толковании Европейского Суда обвиняемый имеет право эффективно защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника. Судам первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции необходимо исчерпывающим образом разъяснять содержание этого права, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивать его реализацию.

14. Положения пункта 4 статьи 5 Конвенции в толковании Европейского Суда предусматривают право лица на безотлагательное рассмотрение судом вопроса о правомерности его заключения под стражу и на незамедлительное освобождение, если заключение под стражу признано судом незаконным и необоснованным. В связи с этим судам после поступления жалобы и (или) представления на постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (о продлении срока содержания под стражей) необходимо незамедлительно направлять соответствующие материалы для апелляционного рассмотрения. Судам апелляционной инстанции надлежит рассматривать указанные жалобу и (или) представление не позднее срока, определенного в части 11 статьи 108 УПК РФ.

15. Принцип презумпции невиновности, предусмотренный положениями части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации, статьи 14 УПК РФ, пункта 2 статьи 6 Конвенции, является одним из аспектов справедливого судебного разбирательства по уголовному делу. Поэтому в судебном акте не должны использоваться формулировки, из содержания которых следовало бы, что то или иное лицо совершило преступление, тогда как в отношении указанного лица отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор или постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию.

16. Исходя из положений пункта 1 статьи 6 Конвенции в толковании Европейского Суда лишенное свободы лицо вправе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу.

17. В соответствии с положениями статьи 46 Конвенции, истолкованными с учетом Рекомендации Комитета министров Совета Европы N R (2000) 2 от 19 января 2000 года «По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского Суда по правам человека» (далее — Рекомендация о пересмотре), основанием для пересмотра судебного акта ввиду новых обстоятельств является не всякое установленное Европейским Судом нарушение Российской Федерацией положений Конвенции или Протоколов к ней.

В связи с этим разъяснить судам, что судебный акт подлежит пересмотру в том случае, если заявитель продолжает испытывать неблагоприятные последствия такого акта (например, если лицо продолжает находиться под стражей в нарушение положений Конвенции) и выплаченная заявителю справедливая компенсация, присужденная Европейским Судом во исполнение статьи 41 Конвенции, либо иные средства, не связанные с пересмотром, не обеспечивают восстановление нарушенных прав и свобод.

Одновременно установленное Европейским Судом нарушение позволяет прийти хотя бы к одному из следующих выводов:

о том, что решение суда противоречит Конвенции по существу (например, постановление об административном выдворении лица за пределы Российской Федерации, принято, как установлено Европейским Судом, в нарушение статьи 8 Конвенции);

о том, что допущенное нарушение Конвенции или Протоколов к ней, носящее процессуальный характер, ставит под сомнение результаты рассмотрения дела (например, отказ суда в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание свидетеля, показания которого могли иметь решающее значение для дела (статья 6 Конвенции).

При рассмотрении судом вопроса о необходимости пересмотра судебного акта учитывается причинно-следственная связь между установленным Европейским Судом нарушением Конвенции или Протоколов к ней и неблагоприятными последствиями, которые продолжает испытывать заявитель.

18. Согласно положениям части 1 и пункта 4 части 4 статьи 392 ГПК РФ в связи с установленным Европейским Судом нарушением положений Конвенции или Протоколов к ней могут быть пересмотрены как решение суда, так и иные судебные постановления.

19. Срок для обращения лица в суд с целью пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в связи с установленным Европейским Судом нарушением Конвенции или Протоколов к ней следует исчислять со дня, следующего за днем, когда постановление Европейского Суда стало окончательным согласно положениям статей 28, 42 и 44 Конвенции.

Пропущенный по уважительной причине предусмотренный статьей 394 ГПК РФ трехмесячный срок для подачи заявления о пересмотре подлежит восстановлению (например, вследствие несвоевременного получения заявителем или его представителем текста постановления Европейского Суда).

20. Из положений статьи 1 Федерального закона о ратификации, истолкованных с учетом статьи 46 Конвенции, следует, что при пересмотре судебного акта, в связи с принятием которого заявитель обратился в Европейский Суд, суду необходимо учитывать правовые позиции Европейского Суда, изложенные в соответствующем постановлении, и установленные Судом нарушения Конвенции или Протоколов к ней.

21. В случае установления Европейским Судом нарушения процессуальных прав лиц, как участвовавших в деле, так и не привлеченных к участию в деле, однако подлежавших привлечению, суд при пересмотре судебного акта, устранив, если это возможно исходя из обстоятельств дела, нарушения Конвенции или Протоколов к ней, может вынести аналогичный ранее принятому судебный акт (статья 46 Конвенции, истолкованная с учетом Рекомендации о пересмотре).

22. Если решение суда было исполнено на момент, когда стало окончательным постановление Европейского Суда, в котором установлено, что при принятии этого решения были нарушены положения Конвенции или Протоколов к ней, то отмена такого решения по новому обстоятельству в связи с указанным постановлением Европейского Суда превалирует над принципом правовой определенности (статья 46 Конвенции, истолкованная с учетом Рекомендации о пересмотре). В случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения производится поворот исполнения решения суда, за исключением случаев, указанных в статье 445 ГПК РФ.

23. При обращении заявителя с иском о возмещении вреда в связи с установленным Европейским Судом нарушением положений Конвенции или Протоколов к ней судам необходимо учитывать основания присужденной ему справедливой компенсации во исполнение статьи 41 Конвенции. Например, не может быть удовлетворен иск заявителя о денежной компенсации морального вреда, причиненного в результате бесчеловечного обращения, противоречащего положениям статьи 3 Конвенции и имевшего место в определенный период, если Европейским Судом по этим же основаниям уже была присуждена компенсация указанного вреда.

Вместе с тем не допускается отказ в удовлетворении иска заявителя о денежной компенсации морального вреда исключительно в связи с тем обстоятельством, что Европейским Судом не было присуждено заявителю возмещение такого вреда, если только Суд не счел, что факт установленного им нарушения Конвенции или Протоколов к ней сам по себе является достаточным для компенсации морального вреда.

24. Европейский Суд при рассмотрении дел не устанавливает виновность конкретных лиц в совершении действий (бездействии), противоречащих Конвенции или Протоколам к ней. В связи с этим при рассмотрении регрессных требований на основании пункта З1 статьи 1081 ГК РФ суду необходимо установить наличие вины соответствующих лиц, если только законом не предусматривается возмещение вреда при отсутствии вины (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

25. С целью ознакомления с текстами постановлений на русском языке, принятых Европейским Судом как в отношении Российской Федерации, так и в отношении иных государств — участников Конвенции, рекомендовать судам использовать в том числе справочную систему «Международное право», разработанную Верховным Судом Российской Федерации и установленную в ведомственном контуре Государственной автоматизированной системы «Правосудие», а также поисковую систему Европейского Суда HUDOC: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

В. Лебедев

И.о. секретаря Пленума,

судья Верховного Суда

Российской Федерации

В. Момотов

Европейский Суд вынес постановление — что происходит дальше?

О чем наш путеводитель?

Этот путеводитель объясняет, что будет происходить после того, как Европейский Суд по правам человека (далее «Суд») вынес постановление по вашему делу. В путеводителе рассказывается о том, что представляет собой постановление[1] Европейского Суда, что обязаны сделать российские власти после вынесения постановления, а также о том, кто и каким образом будет контролировать исполнение постановления Европейского Суда по вашему делу. Кроме того, в путеводителе вы найдете пояснение о том, как вы можете продолжать защищать свои права и требовать исполнения постановления Европейского Суда от российских органов. Также здесь описано как «Правовая Инициатива по России» может вам помочь после вынесения постановления.

Как читать постановление из Европейского Суда?

Постановление Европейского Суда состоит из четырех частей. Далее приведены краткие описания этих частей, чтобы вам было легче ориентироваться в постановлении по вашему делу.

Часть 1: «Процедура»

В первой части перечислены имена судей, которые входили в состав суда при рассмотрении дела, указано, когда и кем была подана жалоба, кто является представителями сторон, сообщается информация о том, было ли в деле применено правило о приоритетном порядке и другие особенности процесса рассмотрения жалобы.

Часть 2: «Факты»

Во второй части описываются обстоятельства дела, а именно: событие самого преступления (похищения, убийства, пыток, разрушения собственности и др.), действия, предпринятые заявителями для защиты своих прав и ход расследования на национальном уровне. Если заявители и государство имели разные версии событий, то в постановлении указываются и позиция заявителей и позиция государства.

Часть 3: «Право»

В третьей части постановления приведен правовой анализ обстоятельств дела. Если по делу не было вынесено решение о приемлемости, то вначале этого раздела Европейский Суд указывает, какие из жалоб заявителей являются приемлемыми. Как правило, после рассмотрения вопроса о приемлемости Европейский Суд называет ту версию обстоятельств дела, которой он доверяет — версию заявителей или государства-ответчика. Затем он отдельно рассматривает каждую из приемлемых жалоб на нарушение той или иной статьи Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее «Конвенция»). Эта часть постановления состоит из подразделов, озаглавленных номерами статьей Конвенции: статья 2 — право на жизнь, статья 3 — запрещение пыток, статья 5 — право на свободу и личную неприкосновенность, статья 6 — право на справедливое судебное разбирательство, статья 8 — право на уважение частной жизни, статья 13 — право на эффективное средство правовой защиты, статья 38 — непредоставление государством материалов уголовного дела в Европейский Суд, статья 1 Протокола 1 — защита собственности и др. В конце раздела «Право» Европейский Суд рассматривает вопрос о справедливой компенсации.

Часть 4: «Резолютивная»

В последнем разделе постановления приведены выводы о наличии или отсутствии нарушения Конвенции, а также о сумме справедливой компенсации, которая должна быть выплачена заявителям.

Часто задаваемые вопросы

Почему постановления Европейского Суда пришлось ждать так долго?

Все жалобы, которые подаются в Европейский Суд, в том числе и “Правовой Инициативой по России”, проходят через длительные этапы процедуры в Суде:

  • предварительное рассмотрение жалобы (от двух до трех лет),
  • коммуникация жалобы государству (еще около полугода),
  • в некоторых делах вынесение решения о приемлемости (еще от одного до двух лет) и
  • вынесение окончательного постановления ( еще около полутора лет).

В Европейский Суд поступает огромное количество жалоб. Это, естественно, замедляет его работу. Так, на 1 июля 2009 года на рассмотрении Суда находилось 108350 жалоб, из них 29250 жалоб против России. Сейчас в год Европейский Суд выносит около 2000 постановлений и признает неприемлемыми около 30 000 жалоб.

Новый Протокол 14 к Конвенции призван ускорить работу Суда в будущем. Однако Россия на 1 сентября 2009 года не ратифицировала этот протокол, поэтому он не может начать свое действие.

Почему Европейский Суд назначил такую маленькую компенсацию?

У Европейского Суда нет четких правил о том, как рассчитывается компенсация. Однако в статье 41 Европейской Конвенции указано, что она должна быть “справедливой”. Это означает, что Европейский Суд при назначении компенсации учитывает обстоятельства конкретного дела. Также Суд принимает во внимание экономическую ситуацию в стране, где живет заявитель. Важно понимать, что компенсация назначается не как возмещение за погибшего или пропавшего человека и не для того, чтобы наказать государство, а для того, чтобы возместить заявителю вред, причиненный нарушением его или ее прав, закрепленных в Конвенции.

Из практики Европейского Суда можно понять, какие суммы обычно присуждаются в целях компенсации морального вреда (то есть моральных и физических страданий). Так, если Суд признает, что российские власти напрямую ответственны за исчезновение человека, он, как правило, присуждает 35 000 евро совместно всем близким родственникам похищенного – заявителям. В делах, касающихся пыток, Суд также пока присуждал 35 000 евро за моральный вред. В делах, где речь идет об убийствах, компенсация тоже составляла 35 000 евро (за исключением некоторых дел).

Важно понимать, что если Европейский Суд не придет к выводу об ответственности российских властей за преступление, а лишь укажет, что не было проведено эффективное расследование, то сумма компенсации будет значительно меньше.

В отношении материального ущерба (потеря кормильца, потеря возможности работать, разрушение дома и др.) сумма компенсации будет полностью зависеть от доказательств, представленных в Европейский Суд заявителем.

  • В случае потери кормильца (то есть человека, который обеспечивал детей, жену или родителей, а затем был убит или похищен) сумма компенсации будет больше, если он имел официальную работу и постоянный заработок на момент смерти или исчезновения. Это должно доказываться справкой с места работы. Если не были представлены документы, официально подтверждающие заработок кормильца, то сумма компенсации будет меньше.
  • Суд также принимает во внимание возраст убитого или похищенного, то есть количество лет, в течение которых он мог бы поддерживать свою семью. Чем старше был похещенный человек, тем меньше будет компенсация.
  • Кроме того, учитывается возраст малолетних детей, то есть количество лет, оставшихся до совершеннолетия, когда они уже сами смогут себя обеспечивать. Чем страше несовершеннолетний ребенок, тем меньшая компенсация будет ему или ей назначена.

Почему в постановлении о моем исчезнувшем родственнике написано, что он считается погибшим?

В большинстве дел, касающихся исчезновений людей, Европейский Суд находит нарушение права на жизнь того человека, который был похищен. Суд считает, обстановку в Чечне опасной, и значит, если человек был похищен военнослужащими или представителями других силовых структур, то он находится в ситуации, угрожающей его жизни. Длительное отсутствие новостей о похищенном человеке и неспособность властей объяснить, где он и что с ним произошло, приводит Европейский Суд к выводу о том, что его, скорее всего, уже нет в живых по вине представителей государства.

Такой вывод позволяет Европейскому Суду признать государство ответственным за очень серьезное нарушение — намеренное лишение жизни.

Российский Гражданский кодекс предусматривает похожую процедуру — признание человека умершим.

Почему в постановлении Европейского Суда указаны только инициалы должностных лиц, причастных к преступлению, ведь их имена и фамилии мне известны, и они указаны в жалобе?

Европейский Суд самостоятельно определяет, использовать полные имена или только инициалы должностных лиц, которые указаны в постановлении. То, что в некоторых постановлениях Суд использует инициалы, не означает, что он хочет каким-либо образом защитить лиц, причастных к преступлению.

Имею ли я право продолжать поиски своего родственника после постановления Европейского Суда? Не будет ли уголовное дело закрыто после постановления Европейского Суда?

Вынесение Европейским Судом постановления по вашему делу никак не препятствует поискам вашего родственника — вы можете их продолжать как самостоятельно, так и обращаясь в органы власти. Уголовное дело не может быть закрыто из-за того, что Европейский Суд вынес постановление. Наоборот, после постановления расследование по делу должно быть активизировано (подробнее об этом ниже в разделе “Обязанности российских властей после вынесения постановления”).

Огpаничен ли срок привлечения виновных к ответственности?

Срок привлечения виновных к ответственности органичен российским законом. Этот срок отличается для разных преступлений. В большинстве дел, которые ведет “Правовая Инициатива по России”, речь идет об особо тяжких преступлениях (например, убийство, причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц, похищение человека группой вооруженных лиц). Для них установлен срок давности в 15 лет. Это означает, что виновные в особо тяжких преступлениях могут быть привлечены к ответственности в течение 15 лет после совершения преступления. После этого срока они не могут быть осуждены.

Что делать, если представители власти расспрашивают меня о постановлении Европейского Суда по моему делу?

Если должностные лица (например, следователь) задают вам вопросы о постановлении Европейского Суда, нужно им сообщить, какие именно действия военнослужащих, сотрудников силовых структур, следователей прокуратуры и других представителей государства Европейский Суд признал нарушением ваших прав. Это важно потому, что постановление Европейского Суда накладывает на власти (в первую очередь на следственные органы) обязанность восстановить ваши права и не допускать нарушений в дальнейшем (подробнее об этом ниже, в разделе “Обязанности российских властей после вынесения постановления”).

Вы также можете предоставить должностным лицам копию постановления Европейского Суда по вашему делу или сказать им, чтобы они связались с сотрудниками “Правовой Инициативы по России” по интересующим их вопросам.

На вопросы о компенсации, назначенной вам Европейским Судом, вы не обязаны отвечать.

Что делать, если власти мне угрожают в связи с постановлением Европейского Суда по моему делу?

В случае поступления угроз от представителей власти, связанных с тем, что Европейский Суд вынес по вашему делу постановление, вам необходимо незамедлительно сообщить об этом сотрудникам “Правовой Инициативы по России”.

Могу ли я получить статус беженца за рубежом, если Европейский Суд вынес постановление по моему делу?

Тот факт, что вы выиграли дело в Европейском Суде, сам по себе не дает вам права на получение статуса беженца за рубежом. Результат процедуры получения такого статуса будет зависеть от ваших обстоятельств и того, нуждаетесь ли вы в защите на момент подачи заявления в соответствующие органы. Однако в зависимости от обстоятельств вашего дела, постановление Европейского Суда может быть использовано в процедуре получения статуса беженца в качестве доказательства. «Правовая Инициатива по России» не может вам помочь в получении статуса беженца.

Что делать, если я не доволен постановлением?

В течение трех месяцев после того, как Европейский Суд вынес постановление, вы или государство можете просить о том, чтобы дело было пересмотрено в Большой палате Европейского Суда[2]. Большая палата соглашается пересматривать дела только в исключительных случаях – если дело может изменить практику Европейского Суда в целом. Таким образом, в действительности, очень мало дел пересматриваются Большой палатой. На настоящий момент ни одно из дел, касающихся нарушения прав человека на Северном Кавказе, не было пересмотрено в Большой Палате. Кроме того, несогласие заявителя или государства с суммой компенсации, указанной в постановлении Европейского Суда, не является основанием для пересмотра дела.

Если у вас есть дополнительные вопросы по поводу обжалования постановления по вашему делу, вы можете обратиться к юристу “Правовой Инициативы по России”.

Напоминаем, что Европейский Суд не может решить следующие вопросы: — найти вашего родственника, если он пропал,- помочь выстроить дом, который сгорел или был уничтожен,- переселить вас и ваших родственников в другой регион России или в другую страну,- привлечь к ответственности конкретных военнослужащих, сотрудников милиции, прокуратуры, административных органов, судов и т.д.,- привлечь к ответственности Президента России, Президента Чеченской Республики и других официальных лиц. Суд только устанавливает, были ли государством-ответчиком нарушены заявленные вами права, гарантированные Конвенцией.

Когда постановление вступает в силу?

Время вступления постановления Европейского Суда в силу очень важно. С момента, когда постановление по вашему делу вступило в силу, у государства появляется юридическая обязанность выплатить вам компенсацию, указанную в постановлении, и предпринять другие меры, которые необходимы для исполнения постановления.

Если ни заявитель, ни государство не попросили Большую палату пересмотреть дело, то постановление вступает в силу через три месяца после того, как оно было вынесено. Если заявитель или государство требовали пересмотреть дело, то постановление вступит в силу после того, как Большая палата либо откажется пересматривать дело, либо вынесет новое постановление.

Российское правительство часто просит Европейский Суд передать дела в Большую палату для пересмотра. По нашему опыту, просьбы российского правительства о пересмотре по делам, касающимся событий в Чечне, отклоняются. Поэтому постановление вступает в силу после того, как Европейский Суд рассмотрит просьбу правительства, и в том случае, если он решит эту просьбу отклонить. В настоящее время, как правило, постановление по «чеченским» делам вступает в силу через 5-10 месяцев после того, как оно было вынесено. Как только постановление по вашему делу вступит в силу, сотрудники “Правовой Инициативы по России” свяжутся с вами.

1.png

Обязанности российских властей после вынесения постановления

Российские власти обязаны исполнять постановления Европейского Суда, так как Россия присоединилась к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эта юридическая обязанность касается всех государственных органов: и федеральных, и местных.

После того, как постановление вступило в силу, власти должны предпринимать различные меры для его исполнения. Во-первых, они должны восстановить нарушенные права заявителей, указанных в постановлении (индивидуальные меры). Во-вторых, власти должны предотвратить повторение таких же нарушений прав других людей (общие меры).

Применительно к делам, по которым Суд признал нарушение статей 2, 3 и 5 Конвенции, государство обязано провести эффективное расследование, направленное на установление виновных и привлечение их к ответственности.

Нужно отметить, что власти государства могут самостоятельно выбирать конкретные способы исполнения постановления Европейского Суда. Тем не менее, они обязаны достичь того результата, который требуется для исполнения постановления. Кроме того, во всех делах власти должны вовремя выплатить компенсацию, указанную в постановлении (о порядке выплаты компенсации см. ниже).

Какие требования предъявляются к эффективному расследованию?

Российские власти должны предпринять все разумные меры, доступные им, для того чтобы расследование уголовного дело было «эффективным». Это понятие предъявляет к расследованию следующие требования:

l Расследование должно быть проведено в разумный срок: органы расследования должны предпринимать необходимые меры без необоснованных задержек; расследование не должно приостанавливаться без производства возможных следственных действий;

l Расследование должно быть тщательным: органы расследования должны предпринимать все возможные меры для получения доказательств. Такие меры могут включать назначение медицинской экспертизы человека, к которому применялись пытки; допрос очевидцев совершения преступления и других людей, которые могут сообщить информацию о преступлении; установление и допрос лиц, которые могут быть причастны к преступлению (в том числе военнослужащих, представителей силовых структур и других представителей власти) и т.д..;

l Расследование должно быть независимым от предполагаемых виновных: у органов расследования должны быть полномочия и практическая возможность получать всю необходимую им для установления виновных информацию;

l Расследование должно быть результативным: действия органов расследования должны быть направлены на установление виновных и привлечение их к ответственности;

l Выводы расследования не могут строиться только на показаниях предполагаемых виновных: органы расследования должны принимать во внимание всю информацию, имеющуюся в их распоряжении, в том числе и показания пострадавших от преступления;

l Должна быть возможность общественного контроля за ходом следствия, степень которой может зависеть от обстоятельств дела и сложившейся ситуации.

l Пострадавшие от преступления должны иметь доступ к информации о ходе расследования в той степени, которая бы позволяла им защищать свои законные интересы, в том числе представляя доказательства, ходатайствуя о производстве необходимых следственных действий или обжалуя действия (бездействие) следователя в случая не согласия с ними.

l Пострадавшим от преступления и их родственникам должна быть в случае необходимости обеспечена защита от любых форм неправомерного обращения, давления или запугивания, в связи с их жалобами или показаниями.

Однако нужно учитывать, что в некоторых делах уже невозможно предпринять эффективные меры по расследованию, так как ценное время было упущено. Многие важные следственные действия (например, осмотр места происшествия, медицинские экспертизы и др.) должны были быть проведены сразу после совершения преступления, чтобы принести результаты.. Таким образом, вы должны понимать, что не исключены случаи, когда после выигрыша дела в Суде, но по прошествии длительного времени после преступления, эффективное расследование не увенчается результатом.

Контроль Комитета Министров за исполнением постановлений Европейского Суда

Комитет Министров[3] (КМ), является органом Совета Европы[4], который контролирует исполнение постановлений Европейского Суда. Важно понимать, что КМ не может непосредственно вмешиваться во внутренние дела государства. Однако он может оказывать политическое и дипломатическое давление на власти, которые не исполняют постановления Суда.

Когда постановление вступает в силу, государство должно сообщить КМ о том, была ли выплачена заявителям компенсация и о том какие меры оно собирается принять для исполнения постановления.

Вы (с помощью вашего юридического представителя “Правовой Инициативы по России”) можете сообщать в КМ о том, как исполняется постановление по вашему делу и предлагать индивидуальные меры, которые, по вашему мнению, необходимы для исполнения постановления (о работе «Правовой Инициативы по России» см. ниже). Очень важно уведомлять КМ, в случае, если у вас возникают сложности в процессе исполнения постановления Европейского Суда по вашему делу (например, вам не выплачивают компенсацию или не сообщают о ходе расследования уголовного дела).

КМ контролирует исполнение по каждому постановлению, до тех пор пока оно не будет полностью исполнено. Пока дело находится на контроле КМ, министры, входящие в Комитет, будут регулярно (как правило, дважды в год) обсуждать, как идет процесс исполнения. Иногда КМ публикует результаты таких обсуждений (на английском языке), но это, как правило, происходит с некоторым опозданием.

Не стоит ожидать, что КМ выпустит какое-либо окончательное и обязательное к исполнению постановление по вашему делу, как и Европейский Суд. В отличие от Суда, КМ является не юридическим, а политическим органом. Тем не менее, очень важно уведомлять КМ о ходе исполнения постановления по вашему делу с тем, чтобы он мог более эффективно призывать российские власти соблюдать свои обязательста.

Чем может помочь “Правовая Инициатива по России” после вынесения постановления?

Работа “Правовой Инициативы по России” по вашему делу продолжается и после вынесения постановления Европейским Судом. Во-первых, мы направляем постановление вам. Затем мы анализируем постановление и, в зависимости от обстоятельств вашего дела, решаем, какие действия нужно предпринять.Кроме того, мы контролируем процесс выплаты вам компенсации.

В ходе всей этой работы мы будем поддерживать связь с вами и сообщать, что происходит по вашему делу.

Важно понимать, что эта часть нашей работы ограничена фактами постановления Европейского Суда. По этой причине мы не имеем возможности и полномочий вести дела, связанные с нарушениями в отношении ваших родственников, о которых не идет речь в постановлении Европейского Суда по вашему делу.

Если вы не хотите, чтобы “Правовая Инициатива по России” продолжала работать по вашему делу после вынесения Европейским Судом постановления, сообщите нам об этом.

Исходя из нашего опыта по разным делам, мы подаем доклады в КМ. В них мы описываем индивидуальные меры, необходимые для исполнения постановлений по делам, которые мы ведем, и сообщаем о прогрессе в делах или сложностях, с которыми сталкиваются заявители после вынесения Европейским Судом постановлений. Индивидуальные меры в разных делах различаются: они, например, могут включать требования провести эффективное расследование исчезновения родственника заявителей или пыток, предоставить заявителю доступ к материалам уголовного дела и т.д. “Правовая Инициатива по России” также сообщает КМ о своих предложениях в части общих мер (например, необходимость принять новый закон, улучшить практику для того, чтобы нарушения прав не повторялись и др.).

Для того, чтобы наши доклады в КМ были как можно более полными и подробными, мы полагаемся на вас. Очень важно, чтобы вы сообщали нам о любых новостях по вашему делу, как отрицательных, так и положительных.

Чтобы мы вам смогли помочь, пожалуйста сообщите если: — вы получили компенсацию или не получаете ее вовремя (необходимо предоставить выписку с вашего лицевого счета, куда была переведена или должна была быть переведена компенсация); — вы обращались с заявлениями или жалобами по вашему делу (пожалуйста, предоставьте нам копии документов, поданных вами); — вы получаете новые документы по вашему делу (пожалуйста, предоставьте нам копии); — вам угрожают представители власти в связи с вашей активность по делу.

Выплата компенсации

Российские власти обязаны выплатить вам денежную компенсацию, указанную в постановлении Европейского Суда, в течение трех месяцев с того дня, когда постановление вступило в силу. Для этого вы должны нам предоставить реквизиты банковского счета, на который вы хотите получить компенсацию.

А если вы изменили свою фамилию (например, заявительница приняла фамилию мужа), то необходимо представить нотариально заверенные копии документов, подтверждающих изменение вами фамилии.

В случае, если ваш родственник, заявитель в Европейском Суде умер до вынесения Судом решения, сообщите об этом вашим представителям в Суде, сотрудникам «Правовой Инициативы по России», чтобы они смогли ходатайствовать о получении статуса «жертвы» наследником умершего. Если же ваш родственник, заявитель в Европейский Суд умер после вынесения Судом решения и до получения компенсации, вам необходимо нотариально оформить принятие открывшегося наследства – денежной суммы, присужденной умершему в соответствии с решением Суда.

Если вы хотите получить компенсацию не на ваш личный счет, а перевести компенсацию на счет кого-то из ваших родственников, друзей, соседей, то вам придется самостоятельно и за свой счет оформить нотариально заверенное заявление с просьбой перевести сумму компенсации на счет другого человека. В этом случае образец заявления вы можете получить в нашем офисе

Суд указывает в своем решении размер справедливой компенсации, которая присуждена каждому заявителю. И каждый заявитель сможет получить только эту сумму. Поэтому важно понимать, что никто не сможет получить присужденную вам компенсацию без вашей доброй воли.

Если у вас есть дополнительные вопросы по поводу открытия банковского счета, получения компенсации присужденной несовершеннолетним, получения компенсации присужденной совместно вам и другим заявителям и т.д.., сотрудники нашего офиса в г. Назрань могут вам помочь.

Пожалуйста, обратите внимание на того что нам могут потребоваться дополнительные документы в том случае, если аппарат Уполномоченного РФ при ЕСПЧ установит новые правила выплаты компенсации.

Пожалуйста, сообщите сотрудникам “Правовой Инициативы по России”, когда вы получите компенсацию, либо в том случае, если вы не получили компенсацию вовремя. Это нужно для того, чтобы мы смогли принять меры, необходимые для решения проблемы, и сообщить об исполнении постановления по вашему делу в КМ.

Как я могу продолжать защищать свои права после вынесения постановления?

Активное участие в расследовании

Как потерпевший вы можете и должны активно участвовать в расследовании уголовного дела. Эффективность расследования во многом зависит от активной позиции потерпевшего по делу. После того, как Европейский Суд вынес постановление по вашему делу, для активного участия в расследовании вы можете:

  • давать показания, то есть подробно рассказывать следователю о том преступлении, которое было совершено в отношении вас или ваших близких родственников, или о других событиях, имеющих значение для расследования;
  • заявлять ходатайства, то есть просить провести необходимые мероприятия, например, вызвать и допросить определенных свидетелей, провести очную ставку между вами и свидетелями, которые дают ложные, по вашему мнению, показания, приобщить медицинские справки и другие документы к делу, назначить проведение экспертизы оружия, почерка и т.д. (образец ходатайства о проведении следственных действий вы найдете в приложении 3);
  • иметь представителя, в этом случае ваш адвокат или юрист будет вправе, как и вы, заявлять ходатайства, отводы, участвовать во всех мероприятиях, в которых участвуете вы, писать жалобы, участвовать в судебном заседании и т.д., а также он будет разъяснять вам ход расследования, значение ваших действий, юридических документов, будет помогать вам общаться с сотрудниками правоохранительных органов;
  • получать достаточную информацию о расследовнии (об этом подробнее ниже в разделе «Получение информации о расследовании»);
  • требовать возмещения морального и материального вреда, что поможет вам сделать ваш представитель;
  • подавать жалобы на действия и решения следователя, ведущего уголовное дело (руководстово о том, как это сделать, в разделе «Обжалование действий и решений должностных лиц»).

Получение информации о расследовании

Если следователь не сообщает вам о ходе расследования уголовного дела, по которому вы являетесь потерпевшим, это серьезное нарушение ваших прав. В большинстве постановлений Европейский Суд указывает, что заявители (потерпевшие по уголовному делу) не имели достаточной информации о ходе предварительного расследования. Поэтому вы можете ссылаться на постановление Суда по вашему делу, когда требуете получения информации о расследовании.

Вы должны стараться узнать все о ходе уголовного расследования. Получить информацию можно двумя способами. Во-первых, вы можете написать запрос о ходе раследования уголовного дела (образец запроса находится в приложении 1). Во-вторых, вы можете требовать, чтобы вам разрешили ознакомиться с материалами уголовного дела и сделать с них копии (пример такого ходатайства в приложении 2).

Напоминаем, что все запросы, ходатайства, жалобы и заявления нужно писать в двух экземплярах и на каждом из них необходимо поставить свою подпись и дату. Один экземпляр вы сдаете в канцелярию следственного отдела или прокуратуры, либо отдаете на личном приеме следователю или прокурору. На втором экземпляре просите поставить штамп или отметку о принятии с указанием даты принятия. Если вы передали заявление лично следователю или прокурору, то вы должны попросить его расписаться в том, что именно он принял от вас заявление, и указать дату принятия заявления на втором экземпляре, который остается у вас. Если сотрудники следственного отдела или прокуратуры отказываются поставить штамп с указанием даты, то вам необходимо отправить свою жалобу, заявление, ходатайство и т.д. ценным письмом с уведомлением. В описи к ценному письму указываете, какой документ вы отправили в прокуратуру или следственный отдел.

Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц

Если следователь, ведущий ваше дело:

  • вынес решение, с которым вы не согласны (например, отказывается признать вас потерпевшим, отказывает вам в ознакомлении с материалами дела, отказывается совершить следственное действие, о котором вы просили, и т.д.);
  • не ведет никакой деятельности по уголовному делу в течение долгого времени (расследование приостановлено), не предпринмает мер, которые кажутся вам необходимыми,

вы имеете право обжаловать его действия или бездейсвие в суд. Образец жалобы в суд вы найдете в приложении 4. Вы имеете право присутствовать при рассмотрении вашей жалобы в суде, давать необходимые пояснения судье и отвечать на вопросы. Вы также можете поручить своему представителю пойти в суд вместе с вам или вместо вас.

Если вы не согласны с решением, которое вынес суд по вашей жалобе, вы также его можете обжаловать в вышестоящий суд — подать кассационную жалобу. Важно помнить, что кассационную жалобу на решение суда нужно подать в течение 10 дней со дня вынесения решения, которое вы хотите обжаловать.

Если вы получили копию решения позже, чем через 10 дней после даты, когда оно было вынесено, и пропустили срок для обжалования, вам нужно просить вышесоящий суд о восстановлении этого срока. В этом случае, 10 дней будет считаться от даты, когда вы получили копию решения по почте — то есть даты, которая указана на почтовом штампе на конверте. Очень важно сохранить конверт, в котором вам пришла копия решения. Он будет в суде доказательством для того, чтобы срок для обжалования был восстановлен.

Кассационную жалобу нужно сдать в канцелярию в том же суде, который вынес обжалуемое решение, — они сами передадут его в вышестоящий суд вместе с другими материалами по вашей жалобе.

Образец кассационной жалобы и ходатайства о восстановления срока для обжалования находится в приложении 5.

Если у возникли вопросы о том, как правильно обжаловать неправомерные действия или бездействие следователя, вы можете задать их юристам «Правовой Инициативы по России».

Что происходит после внесения Европейским Судом постановления?

пир в исполнении.jpg

Приложение

1. Запрос о состоянии расследования уголовного дела

2. Ходатайство о ознакомлении с материалами уголовного дела

3. Ходатайство о производстве следственного действия

4. Жалоба в порядке статьи 125 УПК РФ

5. Кассационная жалоба


[1] Необходимо отличать постановление Европейского Суда от решения. В решении Европейский Суд рассматривает только вопросы приемлемости жалобы и не касается вопросов о нарушениях прав. В постановлении Европейский Суд приходит к выводам по существу дела, то есть о том, имели ли место нарушения Европейской Конвенции. По некоторым (особенно сложным) делам Европейский Суд сначала выносит решение о приемлемости, а затем (через несколько лет) — постановление по существу. По другим делам, Европейский Суд не выносит решения о приемлемости, а сразу выносит постановление, в котором рассматриваются и вопросы о приемлемости жалобы, и вопросы о наличии нарушений прав.

[2] Большая палата — палата в Европейском Суде по правам человека, состоящая из 17 судей. Большая палата рассматривает наиболее сложные дела, которые могут изменить практику Европейского Суда в целом.

[3] Комитет министров – руководящий орган Совета Европы, в который входят министры иностранных дел всех государств-участников Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Комитет министров следит исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека.

[4] Совет Европы – международная политическая организация, в которую входит 47 государств, в том числе и Россия. Основные задачи Совета Европы – это защита прав человека, развитие демократии и утверждение верховенства права на территории всех входящих в Совет стран. В рамках Совета Европы работают такие органы, как Европейский Суд по правам человека и Комитет Министров.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *