учетная норма , норма предоставления

Превью статьи:

25 учетная норма , норма предоставления  Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Суд учитывает, что эти положения ч. 2 ст. 51 ЖК РФ направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым – на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.  Именно такую правовую позицию неоднократно высказывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 28 мая 2009 года № 604-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1448-О-О, от 24 декабря 2013 года № 2074-О, от 23 октября 2014 года № 2329-О. Более того, исходя из содержания Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 2006-О следует, что при решении вопроса об уровне обеспеченности общей площадью…

25 учетная норма , норма предоставления 

Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Суд учитывает, что эти положения ч. 2 ст. 51 ЖК РФ направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым – на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства. 

Именно такую правовую позицию неоднократно высказывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 28 мая 2009 года № 604-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1448-О-О, от 24 декабря 2013 года № 2074-О, от 23 октября 2014 года № 2329-О.

Более того, исходя из содержания Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 2006-О следует, что при решении вопроса об уровне обеспеченности общей площадью жилого помещения надлежит учитывать жилье, находящееся не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. 

Как следует из содержания ч.ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. 

Согласно п. 2 ч. 1 ст.  в качестве нуждающихся в жилых помещениях»>56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п.п. 1 и 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих -граждан Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства — по избранному постоянномуместу жительства .

Прежде всего, это связано с отсутствием единой учетной нормы площади жилого помещения для оценки нуждаемости военнослужащих и членов их семей в жилых помещениях на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Несмотря на то что ч. 6 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает возможность установления для такой категории граждан, как военнослужащие, иных учетных норм, до настоящего момента это не сделано.
В настоящий момент при оценке нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в отношении военнослужащих и членов их семей по избранному ими постоянному месту жительства применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные органами местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства. Эти нормы в муниципальных образованиях на территории Российской Федерации существенно разнятся.

О некоторых вопросах, связанных с избранием военнослужащими постоянным местом жительства после увольнения с военной службы населенного пункта, отличного от последнего места военной службы (Трофимов Е.Н.)

Дата размещения статьи: 06.08.2016

О некоторых вопросах, связанных с избранием военнослужащими постоянным местом жительства после увольнения с военной службы населенного пункта, отличного от последнего места военной службы (Трофимов Е.Н.)

Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ <1> предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона.
———————————
<1> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171302.

Аналогичная норма в части, касающейся обеспечения жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства, предусмотрена и в отношении военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования). Так, абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что указанной категории военнослужащих при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона.
Порядок обеспечения жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства военнослужащих конкретизирован п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», который гласит, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
При условии отсутствия у военнослужащих и членов их семей в собственности жилых помещений как по месту военной службы, так и в иных населенных пунктах Российской Федерации при их обеспечении жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства каких-либо вопросов не возникает. Однако при наличии у них жилых помещений в собственности или же когда они изъявили желание сохранить за собой занимаемые по договору социального найма жилые помещения и с учетом этих обстоятельств установленным порядком в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны нуждающимися в жилых помещениях, при обеспечении таких военнослужащих жилыми помещениями (жилищной субсидией) по избранному ими постоянному месту жительства возникает ряд вопросов.
Прежде всего, это связано с отсутствием единой учетной нормы площади жилого помещения для оценки нуждаемости военнослужащих и членов их семей в жилых помещениях на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Несмотря на то что ч. 6 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает возможность установления для такой категории граждан, как военнослужащие, иных учетных норм, до настоящего момента это не сделано.
В настоящий момент при оценке нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в отношении военнослужащих и членов их семей по избранному ими постоянному месту жительства применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные органами местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства. Эти нормы в муниципальных образованиях на территории Российской Федерации существенно разнятся.
Так, на территории города Екатеринбурга Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31 августа 2005 г. N 824 учетная норма установлена в размере 10 квадратных метров общей площади на одного человека <2>. При этом в городе Ангарске Иркутской области учетная норма составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека (Постановление Главы города Ангарска от 12 ноября 2007 г. N 1205-г <3>).
———————————
<2> URL: http://www.garant.ru/hotlaw/sverdlovsk/125314/.
<3> URL: http://zakon-region.ru/angarsk/3047.

Указанные обстоятельства позволяют военнослужащим и членам их семей, даже при наличии у них в собственности жилых помещений, общая площадь которых не позволяет признать их нуждающимися в получении жилого помещения по месту военной службы, при возникновении условий и оснований для избрания постоянного места жительства, отличного от места военной службы, быть признанными нуждающимися в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства исходя из учетной нормы площади жилого помещения, установленной в этом муниципальном образовании. Такая возможность прямо предусмотрена п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 <4>, в соответствии с которым в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
———————————
<4> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176565.

Пунктом 18 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы. При этом п. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Действующее законодательство Российской Федерации не исключает, а предусматривает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, по месту жительства (по месту прохождения военной службы), а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания — по избранному им месту постоянного жительства. Такой вывод содержится в решении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ 07-30 <5>.
———————————
<5> Кудашкин А.В. Справочник по жилищным вопросам для жилищных комиссий, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2009. С. 455.

Таким образом, военнослужащие, в том числе обеспеченные по месту военной службы жилыми помещениями (имеющие в собственности жилое помещение (жилые помещения), при возникновении соответствующих условий могут единожды избрать в качестве постоянного места жительства иной населенный пункт и быть признанными нуждающимися в получении жилого помещения по избранному ими постоянному месту жительства исходя из учетной нормы площади жилого помещения, установленной в этом населенном пункте.
В связи с вышеизложенным наиболее сложным в практике реализации права военнослужащих и членов их семей на получение жилого помещения по избранному месту постоянного жительства является вопрос: когда военнослужащий может изъявить желание избрать постоянным местом жительства населенный пункт, отличный от места его военной службы?
Для военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, ответ на поставленный вопрос достаточно однозначен при реализации такого права в период военной службы и определен абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона. При этом каких-либо вопросов, связанных с признанием их нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, не возникает.
Наиболее сложным и неоднозначным является вопрос, связанный с признанием военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в предусмотренных законодательством случаях при их увольнении с военной службы, так как действующие нормативные правовые акты, в том числе и ведомственные, не определяют конкретно, какой период времени в процедуре увольнения военнослужащего с военной службы следует относить к моменту, когда военнослужащий может изъявить желание быть обеспеченным жилым помещением или жилищной субсидией в целях реализации жилищного права по избранному постоянному месту жительства.
Существует мнение, что военнослужащий еще накануне увольнения с военной службы, а именно в ходе мероприятий, проводимых в связи с предстоящим увольнением с военной службы, предусмотренных п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 <6>, обязан высказать все пожелания, в том числе связанные с избранием после увольнения с военной службы постоянного места жительства.
———————————
<6> URL: http://base.garant.ru/180912/.

Видится, что такой подход является ошибочным и не соответствует нормам действующего законодательства.
Так, в настоящее время ни один нормативный правовой акт не ограничивает право военнослужащего на избрание после увольнения с военной службы места жительства в качестве постоянного по времени принятия такого решения. Действительно, в ходе проведения беседы в связи с предстоящим увольнением с военной службы военнослужащий имеет право заявить об избрании после увольнения с военной службы в качестве постоянного места жительства населенного пункта, отличного от места военной службы, и просить об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением в избранном им населенном пункте. Однако указанные пожелания так и останутся пожеланиями, так как для практической реализации своего права в этой части военнослужащему в соответствии с действующим законодательством надлежит обратиться с заявлением установленной формы и представить предусмотренные документы в специально созданные уполномоченные органы Министерства обороны Российской Федерации — региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, их территориальные отделы и отделения.
В настоящей статье на основании анализа действующего законодательства приводится авторский взгляд на разрешение вопроса: какой период времени в процедуре увольнения военнослужащего с военной службы следует относить к моменту, когда военнослужащий может изъявить желание быть обеспеченным жилым помещением или жилищной субсидией в целях реализации жилищного права по избранному постоянному месту жительства?
Так, из смысла п. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что совокупность прав, свобод, гарантированных государством для военнослужащих, обусловлена их статусом.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Буквальное толкование указанного пункта Федерального закона «О статусе военнослужащих» приводит к выводу, что статус военнослужащих, обусловливающий права и свободы, в том числе в части жилищного обеспечения, действует в отношении граждан с начала военной службы и прекращает свое действие не с момента издания приказа об увольнении с военной службы, а с момента окончания военной службы.
В соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. При этом в соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Следовательно, именно с момента исключения из списков личного состава воинской части в отношении военнослужащего перестают действовать предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» права, свободы и преимущества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» права и гарантии в области жилищного обеспечения распространяются на военнослужащих до момента исключения их из списков личного состава военнослужащих. При этом указанной статьей Федерального закона «О статусе военнослужащих» не предусмотрены ограничения в жилищных правах военнослужащих, в отношении которых издан приказ об увольнении с военной службы, однако их военная служба еще не окончена.
Так, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из правового смысла п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что право на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства при наличии соответствующих условий имеют военнослужащие при увольнении с военной службы в связи с изменением места жительства.
Существенными для реализации такого права являются следующие обстоятельства:
1) гражданин, изъявивший желание получить жилое помещение по избранному месту жительства, должен обладать статусом военнослужащего;
2) желание военнослужащего об изменении места жительства после увольнения с военной службы должно быть заявлено при увольнении с военной службы.
Следует отметить, что увольнение военнослужащего с военной службы представляет собой не разовый акт, а определенный временными рамками процесс, который начинается с издания приказа об увольнении военнослужащего с военной службы и заканчивается изданием приказа об исключении такого военнослужащего из списков личного состава воинской части и утратой им в связи с этим статуса военнослужащего.
Таким образом, возможно прийти к выводу о том, что жилищные гарантии, предусмотренные п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с учетом положений пп. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащие вправе реализовать до момента исключения их из списков личного состава воинской части.
Действующая редакция п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит положение, согласно которому порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
В настоящий момент порядок обеспечения жильем по избранному постоянному месту жительства определен специальным нормативным правовым актом лишь в отношении военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, которым являются Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.
Пунктом 13 названных Правил предусмотрено, что в случае изменения ранее избранного постоянного места жительства военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) подает в уполномоченный орган соответствующее заявление. Таким образом, единственным документом, указывающим на изменение военнослужащим избранного места жительства, является его заявление. При этом единственным существенным обстоятельством является то, что такое заявление должно быть подано военнослужащим-гражданином, имеющим соответствующий статус.
В отношении же военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), порядок обеспечения жилыми помещениями по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 <7>, которым утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее — Правила).
———————————
<7> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173404.

Иного порядка обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы (назначенных на первую офицерскую должность в связи с окончанием военного вуза) до 1 января 1998 г., до настоящего времени не определено. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения прав граждан, установленных федеральным законом.
В соответствии с абз. 2 п. 1 Правил применительно к этим Правилам под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». При этом, как указывалось выше, граждане сохраняют статус военнослужащего до момента исключения их из списков личного состава воинской части.
В соответствии с п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в частности, граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств — участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
— по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
— по состоянию здоровья;
— в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом одним из оснований для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в порядке, определенном Правилами, является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы (подп. «и» п. 7). Этим же пунктом Правил установлено, что основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел — приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
С учетом изменившейся системы жилищного обеспечения военнослужащих, в том числе по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, основанием для признания избранного постоянного места жительства таковым в настоящий момент является лишь личное заявление военнослужащего, так как нормами действующего законодательства не установлена необходимость наличия ходатайства командира (начальника) при избрании военнослужащим постоянного места жительства.
В соответствии с п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 <8>, решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в п. 1 названной Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
———————————
<8> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145223.

Следовательно, для признания военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма необходимым и достаточным является наличие соответствующего заявления военнослужащего и документов, указанных в п. 1 вышеназванной Инструкции.
Указанный порядок действует и при принятии уполномоченным на то органом решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и по избранному ими при увольнении с военной службы постоянному месту жительства.
Таким образом, заявление о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства может быть подано военнослужащим до момента его исключения из списков личного состава воинской части и до утраты им в связи с этим статуса военнослужащего, если ранее он о таком решении не заявлял.
В том же случае, если в ходе подготовки к увольнению с военной службы военнослужащий уже заявлял об избрании в качестве постоянного места жительства определенного населенного пункта, то последующее изменение избранного им постоянного места жительства в соответствии с п. 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» исключит возможность получения им, при желании, жилого помещения, а повлечет безальтернативное предоставление ему жилищной субсидии.

НЕПРОСТЫЕ МЕСТО И РОЛЬ СТ. 51ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЖИЛИЩНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ПО ИЗБРАННОМУ ПОСТОЯННОМУ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Р.А. ТРОЩЕНКО

Трощенко Р.А., преподаватель Краснодарского ВВАУЛ, подполковник.

В соответствии с абзацем 12 п. 1 ст. 15Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма <1> с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1Закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие — граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

———————————

<1> Здесь и далее курсив мой. — Р.Т.

До настоящего времени ни упомянутый в Законепорядок признания указанных военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, ни порядок предоставления им жилых помещений в собственность не установлен.

Кроме того, не до конца ясно следующее. Должен ли Правительством Российской Федерации определяться порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51ЖК РФ, только для случая последующего предоставления таких помещений в собственность этим лицам — или этот порядок признания должен быть установлен Правительством Российской Федерации, в том числе и в случае предоставления помещений по договорам социального найма? Ведь как следует из Закона, на Правительство Российской Федерации не возлагается обязанность по установлению порядка предоставления указанной категории военнослужащих жилых помещений по договорам социального найма. Соответственно, вроде бы и незачем Правительству Российской Федерации определять порядок их признания нуждающимися в жилых помещениях для последующего предоставления им помещений по договорам социального найма? С другой стороны, текст абзаца 12 п. 1 ст. 15Закона изложен таким образом, что позволяет прийти к выводу о том, что и в том (предоставление жилья в собственность), и в другом (предоставление жилья по договору социального найма) случае порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по основаниям ст. 51ЖК РФ является общим и определяется Правительством Российской Федерации. Но при этом отметим следующее:

1. В Законе не говорится о том, что указанные в абзаце 12 п. 1 ст. 15Закона военнослужащие признаются нуждающимися в жилом помещении в соответствии со ст. 51ЖК РФ именно в избранном (по отношению к избранному) месте жительства.

2. В Законене говорится о том, что указанные военнослужащие могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51ЖК РФ только при достижении ими общей продолжительности военной службы 20 лет и более, либо при их увольнении с военной службы по «льготным» основаниям при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Рассмотрим подробнее отмеченные моменты.

Итак, по отношению к какому месту жительства военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, признаются нуждающимися в жилых помещениях?

В соответствии с п. 1 ст. 51ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как видно из приведенных норм ЖКРФ, они построены таким образом, что часть из них не связана с учетными нормами, действующими на той или иной территории. То есть если, например, утверждается, что гражданин не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения, то подразумевается, по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51ЖК РФ, что он не является таковым применительно к территории Российской Федерации, а не только по отношению к месту постановки на учет или месту жительства. Аналогичное суждение справедливо и при утверждении того, что гражданин не является собственником (членом семьи собственника) жилого помещения. Другое дело, что до настоящего времени практически невозможно было проверить, действительно ли гражданин не имеет, к примеру, в собственности жилого помещения на всей территории Российской Федерации. Последнее возможно только при наличии единой электронной базы, включающей в себя как сведения со всех бюро технической инвентаризации (БТИ), так и всех подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним находящихся в Российской Федерации. Такой базы не создано. Поэтому на практике вывод об отсутствии жилых помещений делается на основании справок указанных органов только с места (прежних мест) жительства гражданина.

Таким образом, если гражданин признается нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 51ЖК РФ, то нет необходимости уточнять, по отношению к какому месту жительства происходит такое признание. В этом случае становится понятным, почему Законне акцентирует внимание на то, где именно, а точнее — по отношению к какому именно месту жительства должно производиться установление факта нуждаемости гражданина в жилом помещении.

Совершенно иная ситуация при рассмотрении оснований, указанных, например, в п. 2 ч. 1 ст. 51ЖК РФ. При постановке на учет для получения жилого помещения по этим основаниям, как представляется, должна приниматься во внимание учетная норма площади именно того населенного пункта, по отношению к которому производится постановка на учет. Если же исходить из учетной нормы, установленной по месту службы, то получим интересный вывод — обеспечение жильем по избранному месту жительства, отличному от места службы, поставлено в зависимость от учетной нормы установленной по месту службы, что по меньшей мере совершенно нелогично.

Таким образом, военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок службы служебными жилыми помещениями и имеющие по месту службы жилые помещения для постоянного проживания <2> по норме, превышающей «местную» учетную норму, не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по месту службы даже в случае избрания этого места в качестве постоянного места жительства, но могут «пройти» по учетной норме другого населенного пункта, имеющей большее численное значение.

———————————

<2> Здесь следует пояснить, что, несмотря на то, что речь идет о военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, это не означает, что указанные военнослужащие не могут являться по месту службы нанимателями жилых помещений (членами семьи нанимателя) или собственниками помещений (членами семьи собственника). Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 99ЖК РФ являются препятствием для обеспечения их служебными жилыми помещениями, но не изменяют их «жилищную категорию», предусмотренную Законом, — они по-прежнему будут относиться к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

Обязанность признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в избранном после увольнения постоянном месте жительства судами, как правило, возлагалась на жилищные комиссии по месту прохождения службы военнослужащего. Однако ранее действовавшая Инструкцияо порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации N 80 от 15 февраля 2000 г., не содержала правового механизма решения жилищными комиссиями данного вопроса. Непонятно, например, каким образом жилищная комиссия должна была проверять жилищные условия военнослужащего по месту, отличному от места службы, какие именно документы необходимы для решения этого вопроса, какая учетная норма должна при этом приниматься во внимание и т.п. Вследствие такой правовой неопределенности имели и имеют место различного рода «импровизации» со стороны жилищных комиссий и довольствующих органов КЭЧ по истребованию от военнослужащего всевозможных справок. Широта усмотрения соответствующих должностных лиц при решении данного вопроса является прямой предпосылкой к коррупции, на что неоднократно обращалось внимание другими авторами <3>.

———————————

<3> См., напр.: Ильменейкин П.В. Жилищные нормы и связанные с ними проблемыобеспечения военнослужащих жильем // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 3. С. 47 — 52.

Новая Инструкцияо предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее — Инструкция), утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее — Приказ), ответа на эти вопросы также не содержит. В Инструкциине упоминается о каких-либо особенностях постановки на учет в зависимости от того, где военнослужащий желает получить жилое помещение — по месту службы или по иному месту будущего жительства, а Приложением N 1 к Инструкции (Заявлениео постановке на учет) не предусмотрена конкретизация военнослужащим желаемого места получения жилья. Не упоминается об избранном месте жительства и в Приложении N 3 к Инструкции (Реестрвоеннослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма).

Тем не менее, исходя из разъяснений ряда высокопоставленных должностных лиц Министерства обороны, предоставление жилых помещений в порядке, предусмотренном Инструкцией, будет производиться с учетом избранного военнослужащими места постоянного жительства. Вместе с тем согласно п. 18Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи ими ранее занимаемого помещения. Не подлежит сдаче только жилье, находящееся в собственности военнослужащего или членов его семьи. Удивительно то, что не сделано исключение даже для специализированных жилых помещений. Таким образом,Инструкциейне предусмотрено сохранение права пользования ранее занимаемым жилым помещением по месту службы при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Соответственно, такой «жилищный вариант», как представляется, в ряде случаев устроит только увольняемых военнослужащих.

Однако вернемся к военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. С учетом вышеизложенного, распространение на них предусмотренного Инструкциейпорядка постановки на учет для последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма в избранном постоянном месте жительства достаточно спорно, поскольку такой порядок согласно абзацу 12 п. 1 ст. 15Закона должен определяться Правительством Российской Федерации.

Неудовлетворение же жилищных условий таких военнослужащих требованиям ст. 51ЖК РФ вследствие, например, их обеспеченности жилыми помещениями по договору социального найма по месту службы по норме выше учетной является препятствием для предоставления им жилья в избранном после увольнения постоянном месте жительства, совпадающем с местом службы, а также в иных населенных пунктах, где учетная норма меньше или равна той, что установлена по месту их службы.

Причем даже если на федеральном уровне будет установлена единая учетная норма жилого помещения для всех военнослужащих и даже если эта норма будет приравнена к норме предоставления жилых помещений, установленной ст. 15.1Закона, то и в этом случае военнослужащие, указанные в абзаце 12 п. 1 ст. 15Закона и обеспеченные жилым помещением для постоянного проживания по месту службы по нормам, формально не смогут (исходя из действующей редакции абзаца 12 п. 1 ст. 15 Закона) реализовать свое право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, отличному от места службы. В этом, как представляется, проявляется их определенное неравенство в правах на обеспечение жильем в избранном постоянном месте жительства с другой категорией — военнослужащими, обеспечиваемыми во время службы жилыми помещениями на общих основаниях.

Сразу оговоримся, что поскольку в отношении военнослужащих, обеспечиваемых на весь период службы служебными жилыми помещениями, Законом предусмотрен свой блок правовых норм, регулирующих порядок обеспечения жильем в избранном постоянном месте жительства (абзац 12 п. 1 ст. 15Закона), постольку можно утверждать, что нормы п. 14 ст. 15Закона в части предоставления жилья по договорам социального найма на указанную категорию военнослужащих не распространяются. Хотя, еще раз оговоримся, прямого указания на это в Законе нет.

В соответствии же с п. 14 ст. 15Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Многочисленная судебная практика Верховного Суда Российской Федерации подтвердила, что обеспеченность военнослужащих и членов их семьи жильем по прежнему месту жительства не препятствует реализации ими права на получение жилых помещений в соответствии с п. 14 ст. 15Закона по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов <4>.

———————————

<4> См., напр.: ОпределениеВерховного Суда Российской Федерации N 6н-140/01 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12; ОпределениеВерховного Суда РФ от 22.08.2002 N КАС02-380 (документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс»); ОпределениеВерховного Суда РФ от 09.12.2004 N КАС04-580 (документ опубликован не был);ОпределениеВерховного Суда РФ от 01.07.2004 N 4н-16/04 (документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс»);ОпределениеВерховного Суда РФ от 21.04.2005 N 3н-228/04 (документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс»);ОпределениеВоенной коллегии Верховного Суда РФ от 21.04.2005 N 3н-228/04 // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 9; и др.

Как видно, п. 14 ст. 15Закона не содержит в качестве условия для обеспечения жильем при перемене места жительства признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51ЖК РФ. При наличии такого условия те из них, которые имеют по месту службы жилые помещения по договору социального найма по нормам выше учетных, не смогли бы реализовать свое право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, в том числе и за счет государственных жилищных сертификатов. Таким образом, для указанной категории военнослужащих волеизъявление о намерении сменить место жительства при увольнении является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях по отношению к предполагаемому новому месту жительства. Данное основание не предусмотрено ст. 51ЖК и является фактически иным предусмотреннымЗакономспециально для военнослужащих основанием признания их нуждающимся в жилом помещении, что в полной мере отвечает требованиям ч. 3 ст. 49ЖК РФ. Как отметил Верховный Суд Российской Федерации в решенииот 20 июня 2006 г. N ВКПИ07-30, предусмотренный п. 14 ст. 15Закона выбор места жительства после увольнения является специальным основанием для повторного признания нуждающимися в улучшении жилищных условий и порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте. При этом следует помнить, что если военнослужащий обеспечен жильем по месту службы (не состоит по месту службы в списках нуждающихся в жилых помещениях), то препятствий для его увольнения не имеется. То есть такой военнослужащий подлежит увольнению и, сохраняя при этом право на оставление в списках очередников в соответствии с п. 13 ст. 15Закона, обеспечивается жильем по избранному месту постоянного проживания после увольнения. И несмотря на то, что новая Инструкцияв качестве условия предоставления жилых помещений содержит требование о постановке на учет по основаниям, предусмотренным исключительно ст. 51ЖК РФ, можно с большой долей вероятности утверждать, что в силу положений п. 14 ст. 15Закона и сложившейся на основании именно этих положений Закона судебной практики, указанные военнослужащие, даже будучи не поставленными на учет в порядке, предусмотренном Инструкцией(вследствие их обеспеченности жильем по нормам по месту службы), сохранят право на получение жилья по избранному месту жительства. Однако, как и ранее, это право, скорее всего, придется отстаивать в судах.

Остается только догадываться, почему такое основание, как избрание постоянного места жительства, законодатель не предусмотрел (пусть и в таком «закамуфлированном» виде, как в п. 14 ст. 15Закона) в отношении военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок службы служебным жильем. Более того, поставив определение факта их нуждаемости в жилых помещениях в «зависимость» только от ст. 51ЖК, создал препятствия в реализации права на получение жилья по договору социального найма по избранному месту жительства тем из них, которые обеспечены такими жилыми помещениями по нормам по месту службы. Ведь отношение военнослужащего к категории граждан, обеспечиваемой на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, само по себе не означает, что он не может являться членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, как, впрочем, в силу сложившихся обстоятельств, — и нанимателем такого помещения (например, вследствие смерти нанимателя и переоформления договора найма), в том числе по месту прохождения службы, будучи при этом обеспеченным площадью по норме выше учетной. Разве невозможна ситуация, когда военнослужащий проживает с семьей по месту службы в квартире, ранее предоставленной тем же Министерством обороны одному из его родителей? Почему же нельзя было предусмотреть в Законе возможность сдачи указанными военнослужащими занимаемых ими по месту службы по договорам социального найма жилых помещений в порядке аналогичном тому, который предусмотрен п. 14 ст. 15Закона, т.е. при перемене места жительства?

Не лишним будет вспомнить и то, что избрание постоянного места жительства при увольнении с военной службы прямо закреплено в качестве самостоятельного основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях пп. «и» п. 7Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее — Правила).

Кстати говоря, Конституционным Судом Российской Федерации (далее — КС РФ) в Определенииот 28 мая 2009 г. N 783-О-О по жалобе военнослужащей Л. Сенченко прямо указано, что в настоящее время в Российской Федерации Правиладействуют. В указанных Правилах, как отмечает КС РФ, урегулирован как порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, так и порядок предоставления им жилья. Вот только понять бы, какие соответствующие категории граждан имел в виду КС РФ. Попадают ли, по его мнению, в эти категории действующие военнослужащие вообще и, в частности, те из них, которые обеспечиваются на все время службы служебными жилыми помещениями?

Предусмотренный п. 7Правил перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является закрытым, и он значительно шире того, что содержится в ст. 51ЖК РФ. Соответственно в отношении военнослужащих, обеспечиваемых на весь период службы служебными жилыми помещениями, этот перечень оснований вряд ли применим, поскольку абзацем 12 п. 1 ст. 15Закона для них не предусмотрено иных оснований нуждаемости в жилье кроме тех, что установлены ст. 51ЖК РФ.

При этом представляется, что и после принятия Правительством Российской Федерации предусмотренного абзацем 12 п. 1 ст. 15Закона порядка признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства, о насущности которого говорят многие юристы <5>, отмеченная проблема, скорее всего, останется, поскольку, как уже отмечено выше, Закон«не допускает» наличия в этом порядке иных отличных от ст. 51ЖК РФ оснований нуждаемости в жилом помещении. А вот прежняя редакция абзаца 12 п. 1 ст. 15Закона <6> (до внесения в нее изменений Федеральным закономот 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») не предусматривала предоставление военнослужащим, обеспечиваемым на все время военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений по договорам социального найма, но в то же время и не ограничивала основания их нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых в собственность исключительно положениями ст. 51ЖК РФ. Предусмотрев для указанной категории военнослужащих новый дополнительный способ жилищного обеспечения — по договору социального найма и сохранив при этом прежний — получение жилья в собственность, законодатель в качестве условия того и другого обеспечения ввел нуждаемость военнослужащих в жилье исключительно по основаниям ст. 51ЖК РФ. Прежняя отсылочная норма, допускавшая установление таких оснований иными нормативными правовыми актами, из того же абзаца 12 п. 1 ст. 15Закона была исключена.

———————————

<5> См., напр.: Акчурин З.Х. Предоставление жилья в собственностьвоеннослужащим: норма есть, механизм не создан // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 7; Ильменейкин П.В. О некоторых проблемах приватизациивоеннослужащими занимаемых жилых помещений // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 4; и др.

<6> Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие — граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (текст абзаца 12 п. 1 ст. 15Закона в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ).

В целом следует согласиться с авторитетным мнением А.В. Кудашкина в том, что указанным Федеральнымзакономсправедливо было добавлено законодателем в абзаце 12 п. 1 ст. 15Закона такое условие реализации жилищных прав увольняемых военнослужащих, как их нуждаемость в жилых помещениях в соответствии со ст. 51ЖК РФ <7>. При этом тот же автор позже отмечает, что порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, урегулированный нормами ЖКРФ, разработан для регулирования жилищных правоотношений преимущественно на муниципальном уровне, т.е. с участием малоимущих граждан <8>.

———————————

<7> См.: Кудашкин А.В. Новые изменения в порядокжилищного обеспечения военнослужащих носят антикоррупционный характер // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 1.

<8> См., напр.: Кудашкин А.В. Предпосылки для коррупционных проявленийв вопросах жилищного обеспечения военнослужащих созданы // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 1. С. 21.

Таким образом, представляется, что этот порядок обеспечения в первоначальном виде не учитывает специфики военной службы и связанные с ней особенности жилищного обеспечения военнослужащих. Следовательно, этот порядок, включающий в себя порядок и основания признания нуждающимися в жилых помещениях, нельзя бездумно «примерять» в полном объеме на военнослужащих. Соответственно, нормы Закона, кроме ссылок на базовые положения ЖКРФ, в ряде случаев должны дополняться иными нормами того же Закона (в том числе отсылочными) или иными нормативными правовыми актами (что прямо предусмотрено п. 3 ст. 49ЖК РФ), учитывающими эту самую специфику.

С учетом вышеизложенного, по мнению автора, следует прийти к выводу о том, что действующая редакция абзаца 12 п. 1 ст. 15Закона не до конца юридически выверена.

Что касается второй категории военнослужащих (обеспечиваемых жильем на общих основаниях), то обратим внимание читателей на то, что в действующей редакции п. 14 ст. 15Закона нет не только ссылок на ст. 51ЖК РФ, но и вообще на какой-либо порядок признания их нуждающимися в жилых помещениях при перемене места жительства, равно как и на порядок предоставления таких помещений при такой перемене. Хотя совершенно очевидно, что такой порядок необходим. Порядок, предусмотренный Правилами, вызывает ряд вопросов, поскольку он был рассчитан на то, что обязанность обеспечения жилыми помещениями военнослужащих по избранному ими постоянному месту жительства возлагалась ранее Закономна органы местного самоуправления. Тем не менее, по мнению автора, было бы ошибочным утверждать, что органы местного самоуправления, находящиеся по избранному военнослужащим месту его постоянного жительства, не вправе в настоящее время устанавливать сам факт нуждаемости указанных военнослужащих в жилых помещениях в порядке и по

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *