УДЕРЖАНИЕ ИЗ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ИЗЛИШНЕ ВЫПЛАЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СУММ-БЛОГ ВОЕННОГО ЮРИСТА АННЫ МАЛАХОВОЙ

Превью статьи:

Данная проблема уже не один год актуальна для многих военнослужащих. Типичная ситуация, когда военный получает денежное довольствие (далее — ДД) и вдруг видит в своем расчетном листе появившуюся задолженность, либо уже непосредственно командир части оповещает его о том, что имеется переплата по ДД и «рекомендует» написать рапорт с согласием на удержание определенной денежной суммы из довольствия. В такой ситуации перед военнослужащим встают вопросы:1 Законно ли данное требование?2 Как поступить в сложившейся ситуации? Прежде чем ответить на данные вопросы, необходимо для прояснения ситуации вспомнить некоторые моменты. Дело в том что с даты введения в действие Приказа Минобороны 2700 — 30 декабря 2011 года, в нем существовал абзац 3 п.7, который давал право соответствующему финоргану делать перерасчет ДД военных в сторону уменьшения при возникновении каких-либо переплат, причем независимо от волеизъявления самого военнослужащего и во внесудебном порядке. После создания ЕРЦ и последовавшего повышения ДД в период становления системы большое количество военнослужащих столкнулись со случаями переплат по ДД и естественно в ЕРЦ сразу же начали удерживать их. Удержания при этом доходили вплоть до 100% ДД. Как и следовало ожидать последовали обращения военных в суд, так как в ЕРЦ массово применяли на практике абзац 3 п. 7 приказа 2700. При этом судебная практика по данному вопросу была неоднозначна. Так происходило вплоть до вплоть до 25 февраля 2014 года. После указанной даты Определением ВС РФ по делу № АПЛ14-17 была поставлена точка в данном вопросе и данный абзац 3 был признан недействующим. Военнослужащие же получили некую защиту от подобных удержаний. Таким образом, возвращаясь к текущему положению,…

Данная проблема уже не один год актуальна для многих военнослужащих. Типичная ситуация, когда военный получает денежное довольствие (далее — ДД) и вдруг видит в своем расчетном листе появившуюся задолженность, либо уже непосредственно командир части оповещает его о том, что имеется переплата по ДД и «рекомендует» написать рапорт с согласием на удержание определенной денежной суммы из довольствия.

В такой ситуации перед военнослужащим встают вопросы:
1 Законно ли данное требование?
2 Как поступить в сложившейся ситуации?

Прежде чем ответить на данные вопросы, необходимо для прояснения ситуации вспомнить некоторые моменты.

Дело в том что с даты введения в действие Приказа Минобороны 2700 — 30 декабря 2011 года, в нем существовал абзац 3 п.7, который давал право соответствующему финоргану делать перерасчет ДД военных в сторону уменьшения при возникновении каких-либо переплат, причем независимо от волеизъявления самого военнослужащего и во внесудебном порядке.

После создания ЕРЦ и последовавшего повышения ДД в период становления системы большое количество военнослужащих столкнулись со случаями переплат по ДД и естественно в ЕРЦ сразу же начали удерживать их. Удержания при этом доходили вплоть до 100% ДД. Как и следовало ожидать последовали обращения военных в суд, так как в ЕРЦ массово применяли на практике абзац 3 п. 7 приказа 2700. При этом судебная практика по данному вопросу была неоднозначна.

Так происходило вплоть до вплоть до 25 февраля 2014 года. После указанной даты Определением ВС РФ по делу № АПЛ14-17 была поставлена точка в данном вопросе и данный абзац 3 был признан недействующим. Военнослужащие же получили некую защиту от подобных удержаний.

Таким образом, возвращаясь к текущему положению, по данному вопросу следует отметить несколько важных моментов:

1) согласно 306-ФЗ «О Денежном довольствии…», Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
2) ДД является имуществом военнослужащих и как следует из статьи 35 Конституции РФ военные вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им. И этого имущества никто не может лишить иначе как по решению суда.
3) Далее в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Поэтому, в случае если у вас по какой-либо причине начали удерживать из ДД какие-то суммы и выяснилось что это как раз «переплаты» (входящие в состав денежного довольствия), вы имеете полное право обратиться в суд за восстановлением своих прав.

Естественно, когда командование требует написать рапорт с согласием на удержание, то тут все зависит от вашей ситуации и личных желаний, посоветовать можно одно — если вы чувствуете свою правоту, то не стоит этого делать.

С правовой точки зрения – военнослужащий имеет полное право не соглашаться с данным обстоятельством и может побороться за свои права — пусть соответствующий орган доказывает, что это была счетная ошибка и удержания законны.

В пример Вам приведу законодательное обоснование вышеуказанной позиции

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему.

Вместе с тем законом (статьёй 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определён перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.

К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. No 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, установленные законом (главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации) правила о неосновательном обогащении применяются к трудовым и служебным отношениям, включая отношения, связанные с прохождением военной службы.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. No 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. No 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на труд реализуется военнослужащими путём добровольного поступления на военную службу по контракту, условия которого включают обязанность гражданина проходить военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Согласно статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. No 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. No 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее — Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. No 306-ФЗ) денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. No 306-ФЗ)

В соответствии с частью 32 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. No 306-ФЗ порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. No 2700 утверждён Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации (далее также — Порядок).
Разделом I Порядка установлены общие положения, определяющие основания и порядок выплаты денежного довольствия лицам, проходящим военную службу. Денежное довольствие военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным определяются от условий категориями воинским званием, месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счёт в банке на условиях, определённых в Министерстве обороны (абзацы второй и четвёртый пункта 2 Порядка).

Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 4 Порядка).

В силу пункта 6 Порядка денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счётных ошибок.

Разделом III Порядка определены условия выплаты военнослужащим ежемесячных дополнительных выплат. Пунктом 38 Порядка установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты (далее — надбавки) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), а в случае проведения организационно- штатных мероприятий — по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), но не позднее дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, если иное не предусмотрено Порядком.

Надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчётно-платёжной (платёжной) ведомости в отдельных графах, если иное не предусмотрено Порядком (абзац третий пункта 39 Порядка).

Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи с нормами главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, входят предусмотренные законом ежемесячные и иные дополнительные выплаты.

Правовым основанием для производства таких выплат военнослужащему является приказ командира войсковой части, в которой военнослужащий проходит военную службу. Выплата денежного довольствия производится военнослужащему за весь период военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом денежное довольствие, выплачиваемое военнослужащему в порядке и размерах, действующих на день выплаты, возврату не подлежит, в том числе если право на него полностью или частично утрачено, за исключением случаев, когда при начислении денежного довольствия военнослужащему была допущена счётная ошибка, что корреспондирует подпункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения заработной платы и приравненных в ним платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.

Следовательно, в случае выплаты военнослужащему на основании приказа командира войсковой части ежемесячных и иных дополнительных выплат, входящих в состав денежного довольствия военнослужащего, эти денежные средства при отсутствии при их начислении счётной ошибки или недобросовестных действий самого военнослужащего, не могут считаться неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА: https://sudact.ru/regular/doc/djsfuxCLrAmJ/?regular-txt=%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%81+%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F+%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%85&regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&_=1595668704797&snippet_pos=1516#snippet

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *